16 марта прошлого года в Казахстане был введён режим чрезвычайного положения и, соответственно, жёсткий карантин. За последнее время ограничения значительно ослаблены, но давайте отметим «годовщину» карантина и вспомним, как было на его пике.
Повсеместно закрылись рынки, банкетные залы и ТРЦ. Предприятия и организации работали с ограничением по времени и по количеству сотрудников. Масса людей в одночасье осталась без источника дохода. Согласно опросу нашего издания, 32% респондентов потеряли работу, у 43% резко упали доходы, и лишь четверти опрошенных это серьезно не коснулось.
42 500: КТО СУМЕЛ, ТОТ И ПОЛУЧИЛ
Правительство объявило о выплате 42 500 тенге (около 95 долларов США) потерявшим доходы. Для многих наемных работников и людей, зарабатывающих оказанием мелких услуг, получение пособия было связано с массой затруднений. Им пришлось признать себя самозанятыми и согласиться на оплату ЕСП. Было немало случаев, когда работники остались без положенных им выплат только потому, что работодатели не делали вовремя обязательных отчислений.
11 мая ЧП было снято, но карантин и связанные с ним ограничения остались. Вскоре правительство решило переложить финансовое бремя на работодателей, обязав их платить своим сотрудникам за простой. В случае невыполнения малому бизнесу грозил штраф в размере 60 МРП (166 680 тенге) за каждого сотрудника, среднему бизнесу –100 МРП (277 800 тенге), а крупному – 150 МРП (416 700 тенге). Предприниматели сочли, что таким образом правительство решило похоронить МСБ. Уже в апреле, согласно данным нашего опроса, 61% семей не хватало денег на продукты питания.
ПРОТЕСТЫ НА РЫНКАХ
Через три месяца карантина свой протест против ограничений выразили представители торговцев в городе Кульсары. Они перекрыли центральный проспект Махамбета, держа в руках плакаты «Отменить карантин!», «Открыть рынок!». В Атырау работники рынков продержались до середины августа, а поводом для стихийного собрания возле рынка «Дина» стало то, что санэпидслужба дала разрешение только на частичное его открытие. "С марта наши дети сидят голодными, не на что купить хлеб. Сидя без работы, мы ежемесячно платим налоги и аренду. Денег почти не осталось! Почему вы не думаете о простом народе? Половине разрешили, а половине нет. Где логика?" – зашкаливали эмоции у торговцев.
Постепенно деятельность торговых точек наладилась, но до сих пор рынки и бутики в ТРЦ не имеют права работать по воскресеньям.
ЗАКРЫТЫЕ РЕСТОРАНЫ И ОПРАВДАНИЯ РЫМБАЕВОЙ
В ещё более трудной ситуации оказались и владельцы банкетных залов, ведь их деятельность под запретом до сих пор. В конце октября прошлого года владельцы ресторанов собрались возле акимата и поведали властям о своих проблемах: они были вынуждены вернуть предоплату, взятую у клиентов в счет будущих торжеств, у всех долги по комуслугам, обязательства по кредитам. Представители облакимата и санэпидслужбы, как могли, объяснили им, что открываться ещё рано, коронавирус по-прежнему опасен. Впрочем, никакие запреты не мешали нашим людям с размахом проводить торжества и оттягиваться по пятницам. Даже легенде отечественной эстрады Розе РЫМБАЕВОЙ пришлось давать пояснения по поводу фотографий, сделанных во время традиционных проводов невесты: наша землячка, солистка группы «Асыл» Акерке БУРКИТБАЙ вышла замуж за ее сына Али ОКАПОВА.
– Это всего лишь сватовство в узком кругу, было всего 20 человек. Именно на этом сватовстве кто-то сделал фотографии и распространил, оттуда и слухи пошли. В связи с карантином мы не стали делать свадьбу. Но надеемся, что и этот день настанет, ‒ призналась Роза Рымбаева. Мониторинговые группы работали без устали, и все равно не успевали фиксировать все нарушения карантинного режима. За один только уик-энд 24-25 октября 2020 года в Атырауской области было выявлено 70 случаев проведения массовых семейных мероприятий. В тройку "лидеров" по подпольным свадьбам и другим торжествам вошли Атырау, Жылыойский и Кызылкогинский районы. В социальных сетях мелькали видео, как гостей заводят в ресторан через «черный ход» на кухне. Караоке-бар «Рыба моей мечты» прославился тем, что попадался на нарушении карантинного режима около десятка раз.
В целом же, согласно опросу, проведенному нашей газетой, 73% респондентов считают, что торжества можно проводить дома, без расточительства и влезания в кредиты.
ЗАБЫТЬСЯ В ДЕЛЬТЕ КИГАЧА
Забыть о проблемах, уехав на отдых, минувшим летом нам тоже по понятным причинам не удалось. На вопрос «АЖ» «есть ли у вас финансовая возможность поехать летом куда-нибудь отдохнуть?» 86% опрошенных ответили отрицательно. В связи с карантином и ограниченным бюджетом жители области стали искать места отдыха в родных краях. Альтернатива анатолийским берегам была найдена благодаря соцсетям, которые пестрели снимками соленого озера Туздыколь, расположенного в Индерском районе. Люди стали съезжаться на озеро сотнями, что и стало причиной временного запрета на его посещение.
Нетронутая природа, обилие птиц и животных, чистый воздух, а главное лотосовые поля сделали привлекательным местом дельту реки Кигач в Курмангазинском районе. Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Полюбовавшись на краснокнижный цветок, некоторые туристы срывали его на память, за что и были привлечены к административной ответственности.
ТАКОГО ЕНТ ЕЩЁ НЕ БЫЛО
Одной из первых на введение карантина отреагировала система образования. Детей отпустили на весенние каникулы на неделю раньше обычного. В школу в том учебном году дети уже не вернулись, стали учиться дистанционно. Для школьников в отдаленных районах это стало настоящей проблемой. Например, дети в селах Ескене и Таскескен Макатского района вынуждены были проводить по несколько часов в день на крышах домов, потому что здесь плохо работает мобильная связь. Даже подготовка к ЕНТ шла в онлайн-формате, как и прием документов на участие в ЕНТ и КТ (комплексном тестировании для выпускников школ и колледжей прошлых лет).
В связи с пандемией во время тестирования были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Все абитуриенты проходили 5 этапов санитарно-эпидемиологического контроля: дезинфицирующий тоннель, дезинфицирующий коврик, проверка температуры тела, смена маски и обработка рук антисептиками. Родителей на территорию центра тестирования не допускали, но они могли в режиме онлайн наблюдать за процессом по специальным ссылкам.
Министерство образования и науки отметило, что количество желающих сдать ЕНТ-2020 было рекордным. Возможно, повлияло закрытие границ – кто-то не рискнул сдавать напрямую в зарубежные вузы. Высшее образование студенты тоже получают дистанционно, изредка посещая практические занятия по своей специальности. Численность в группах детских садов сократилась до 15 человек.
С нового учебного года учащиеся 1-4 классов стали посещать дежурные классы. Еще в конце августа чиновники заявили, что в области в компьютерной технике нуждаются 16 693 ученика, и обещали обеспечить школьников необходимой компьютерной техникой для дистанционного обучения в сентябре. На деле обещанные акиматом новые ноутбуки и компьютеры для дистанционного обучения стали поступать и распределятся в конце второй четверти. Часть розданных китайских планшетов оказалась некачественной. Напомним, что на покупку техники для школьников было выделено более 3 млрд тенге: 555 млн из местного бюджета и 2,9 млрд за счёт республиканского трансферта. И вот тут в цифрах и суммах были обнаружены несоответствия: по порталу госзакупок поставлено 16 079 ноутбуков, а в отчетах управления образования фигурирует 18 039. Сумма вопроса – 316 млн. «АЖ» направил по этому поводу запрос в управление образования. Ответа нет до сих пор.
КАК ЗВЕРЬ В КЛЕТКЕ
Пандемия и экономический кризис спровоцировали всплеск домашнего насилия. Для склонных к агрессии людей потеря постоянного дохода и ограничение передвижения стали дополнительными раздражающими факторами. Свою злость они вымещали на тех, кто рядом – родных и близких. Так, жительница мкр. Нурсая 15 раз обращалась в полицию с жалобами на мужа, который постоянно устраивает семейные скандалы. Причем звонила она на «102» только в безвыходных ситуациях, когда дебошир доводил семью до края. Деваться жертвам было некуда – «Дом мамы», «Кризисный центр» в Алмагуль, которые были приютом для женщин и детей, с 16 марта 2020 года в связи с карантином были вынуждены отказаться от приема новых людей. Центр для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тоже закрыл свои двери для новеньких. А ведь его можно было назвать самым «демократичным» среди всех центров – сюда шли люди без определенного места жительства, экс-заключенные, те, кому негде переночевать.
ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВА
По словам полицейских, во время пандемии заметно выросла активность мошенников в интернете: опасаясь заражения, люди стараются не ходить по магазинам, а заказывать все товары и услуги онлайн. Мошенники выступают также в роли продавцов дорогих сотовых телефонов и арендодателей недвижимости в престижных районах. Цены предлагают ниже рыночных. По схожей схеме предлагают в аренду жилье с хорошим ремонтом по привлекательной цене Опытные мошенники орудуют и на «ниве трудоустройства» – как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве.
Но чаще всего мошенники пользуются слабостями людей, их наивным желанием быстро разбогатеть. Они обещают наивным людям быстро «прокрутить» их деньги и вернуть с прибылью, намного превышающей первоначальный взнос. Доверчивые граждане отправляют аферистам деньги, свои данные и номера карточек, на которые мошенники обещают скинуть прибыль. А те берут в банках кредиты на имена своих жертв. Таким образом, жертв обманывают два раза – они остаются без своих средств, отправленных на «раскрутку», да еще и с кредитом на шее.
ОКАЗЫВАЕТСЯ, БЫЛИ И ПЛЮСЫ
На пике карантина проявились и некоторые плюсы. По данным департамента полиции, с введением карантинных мер в Атырауской области заметно снизилось количество ДТП: если за первое полугодие 2019-го года произошло 134 серьёзных ДТП, в которых погибли 29 человек и 195 получили травмы, то за тот же период 2020-го цифры соответственно 90, 22 и 97. Во втором полугодии поддерживать положительную динамику помогала ещё и «умная» система видеонаблюдения «Сергек» – с момента ее подключения число ДТП уменьшилось на 27%.
И еще во время жёсткого карантина в Атырауской области увеличилась рождаемость. C 1 марта до конца октября 2020 года в области родилось 11 794 детей – на 538 больше, чем за тот же период прошлого года. Напомним, что во время пандемии при областном перинатальном центре открыли провизорный стационар на 30 коек, а при городском роддоме – на 8, в них рожали женщины с подтверждённым диагнозом КВИ. Ни у одного из новорожденных инфекции не обнаружено.
Подготовила Зульфия ИСКАЛИЕВА