Атырау, 8 мая 01:21
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Писатель Хайдар Байзаков: «Я плыву в потоке времени и миров​»

3 970 просмотров

Хайдар Байзаков привлек мое внимание не только интересными произведениями, но и манерой продвижения своих книг. Пиар-стратегия выстроена тонко, с юмором, в нее искусно вплетены отзывы известных людей, истории близких друзей, рассказы о семье, мемы: невольно вовлекаешься, начинаешь следить за его страницами в соцсетях. И вот ты уже сидишь и читаешь «Застолье с визирями», «Большое и малое безмолвие», «Пасынки степи», «Сарайшык».

- Хайдар, мы с вами познакомились в социальной сети, и я заметила, что Вы очень грамотно продвигаете свои произведения: видела рецензии на ваши книги, информацию о творческих вечерах, встречах с читателями. Вы сами выстраиваете стратегию, на что ориентируетесь в процессе?

- Этому я нигде не учился. В литературу я пришел пару лет назад. Многое делал по-своему, потому что не знал, как на самом деле грамотно продвигать книги. В этом смысле я похож на одного французского миллионера, который приехал в Америку и стал торговать вином во время великой депрессии. Народ был беден, покупательская способность на нуле. Но ему удалось разбогатеть. Когда его спрашивали «как», он отвечал: я не умел читать по-английски и потому просто не знал, что это самое неподходящее время для продажи. Практически то же самое происходило и со мной – не зная ничего, я действовал по наитию. То есть порой отсутствие знаний, понимания сложности всех процессов даже помогает. Многие бизнесмены говорят, что знай они наперед, какими знаниями необходимо обладать, чтобы пройти огромный путь, они бы даже не сделали первого шага. Вот и я – иду, развиваюсь, предлагаю что-то и все выстреливает, работает и приносит результаты.

Помню, написав свою первую книгу, я столкнулся с необходимостью ее напечатать. Проштудировав местный «список Форбс» и выбрав мецената, который занимается поддержкой культуры и творчества, отправился на встречу с ним. Он попросил показать свои аккаунты в социальных сетях. Узнав, что меня там нет, сказал – тогда считай, что тебя нигде нет и тебя никто не знает. И вот я открыл страницы, стал писать посты, рекламировать новые произведения, предлагать себя как интересного писателя, отправлять свои книги известным людям, они читали, писали рекомендации. Раньше эти функции выполнял союз писателей, он гарантировал определенный тираж книг, организовывал творческие вечера во Дворцах культуры. Сейчас каждый занимается собственным продвижением самостоятельно, и меня, благодаря интернету, сейчас знают не только в Атырау, но и по всему Казахстану.

- У Вас большой опыт работы в нефтяной сфере, как Вам удается сочетать сосредоточенную работу на сложном проекте и писательский талант, полет мысли и четкие сроки дедлайнов, желание творить и необходимость издавать и продвигать книги?

- В нефтегазовом секторе я около 20 лет. Дисциплина для меня не пустое слово, я четко разграничиваю работу и творчество. Иначе в рабочих отчетах могут появиться лирические нотки: «смеркалось, осень наступила, черное золото полилось по трубам...».

Рабочие дни с 9 утра до 19:00 всецело посвящены работе, даже близкие стараются меня в это время не беспокоить звонками и смс, зная, что я поглощен процессом. Вечер принадлежит семье. А вот раннее утро, часов с 5, это то время, которое я без ущерба работе и семье могу отдать творчеству. К счастью, родные меня поддерживают, не беспокоят, когда я по выходным запираюсь в кабинете, недавно жена подарила мне диктофон, чтобы я мог записывать свои идеи.

- Издание книг – это не простое и, надо полагать, дорогое удовольствие. Многие пишущие люди спотыкаются об этот пункт, подскажите, как вам удается находить своих издателей, средства на печать? И приносит ли это такой доход писателю, чтобы можно уже забыть о нефтянке и с головой уйти в творчество? Или Вас в нефтяной сфере держит что-то еще?

- Мне помогают мое упрямство, смелость и чувство юмора. Неудачи лишь раззадоривают меня, и, если после девяти отказов от меценатов меня поддерживает один спонсор, я считаю это прекрасным результатом. Шутя, я заверяю – вкладывайте деньги в мое творчество, и вы не пожалеете, ваше имя будет увековечено в истории рядом с моим. Я не профессионал, но некоторые приемы маркетинга все-таки применял. Например, свои первые книги сопровождал рекомендациями: «Обязательно прочтите, в ней я рассказал о вас». Люди верили, покупали, искали себя на страницах книг. Тем, кто, не найдя, обращался ко мне с вопросом, я обещал сделать это в следующем произведении, – смеется Хайдар. – Что касается писательских доходов, то они не столь высоки, как хотелось бы. Борис Акунин, к примеру, на свои гонорары может позволить приобрести дом в Англии, жить на эти средства. Даже не знаю, возможно ли подобное в Казахстане, разве что кто-то купит права на экранизацию произведения. Пока же деньги от продажи книг я отдаю жене и дочерям на их карманные расходы, косметику. Для меня творчество – это не про материальное, скорее способ самореализации. Когда мои друзья узнают определенные ситуации, через которые они проходили, видят свои черты в героях книг и заново проживают чувства, мне это очень приятно. Возможно, дело в том, что я пишу на темы, которые близки нам всем: любовь, потери, трагические судьбы, все то, с чем мы сталкиваемся в своей жизни.

Уходить из нефтянки я не планирую. Вся моя сознательная жизнь, моя деятельность после института связана с нефтью. Я нарастил компетенцию в этой сфере и думаю, мои знания и опыт еще пригодятся. Здесь сложился круг моих друзей, прекрасных людей, настоящих профессионалов, с которыми мы постоянно общаемся. В книге «Застолье с визирями» есть глава, посвященная нефтяной сфере, и все описанное в ней происходило на самом деле, о чем мне поведал мой старший товарищ. После выхода произведения многие известные, очень опытные нефтяники подтвердили, что подобное происходит в нефтяном мире. Думаю, что переносить словесный рассказ на бумагу так, чтобы он и в пересказе вызывал бы живые эмоции, это тоже дар, и я этим горжусь. В «Большом и малом безмолвии» также затронута нефтяная тема и вновь все основано на реальных событиях.

- Думаю, в Ваших книгах многое связано не только с вашими друзьями, есть и проекции из Вашей личной жизни?

- Многое происходящее в моей личной жизни можно узнать на моих страницах. Конечно, в основном все хорошее и позитивное. На самом деле не так идеален (смеется). Думаю, мне очень повезло, что я дружу с людьми разного возраста, и каждый из них мыслит по-своему, исходя из собственного опыта и своего времени. Истории старших товарищей настолько интересны, что я их уже неоднократно переносил на бумагу. И молодежь подкидывает серьезные темы для новых книг. Мне казалось, что их чувства и мысли для меня уже пережитый в свое время этап. Но оказывается, что новое время порождает новый опыт, который нельзя сравнивать со своим.

- Одна из больших дилемм для людей во все времена – найти баланс между временем на работу и остальное. А у вас еще и несколько видов деятельности, и личная жизнь – семья, воспитание детей, друзья, спорт. Расскажите, пожалуйста, как Вам удается совмещать разные роли: профессионала на работе, успешного писателя, заботливого мужа и отца?

- Спасибо за оценку. На самом деле я не такой хороший и совершаю ошибки, и это нормально, главное – исправлять их. Совмещать непросто, но я люблю все, что делаю. Прихожу на работу и полностью погружаюсь в нее. Возвращаюсь домой, откладываю телефон, обнимаю жену и детей. В спортзале выкладываюсь на все 100 процентов. Я сосредоточен на том, чем занимаюсь в данный момент – это мой главный принцип.

- Во время пандемии многие ушли в саморазвитие, пытались учить языки, осваивали новые хобби. Вы же начали писать книги – для Вас это стало возможностью сублимировать энергию и в какой-то мере успокоить боль от потери близких людей? Что Вы искали в писательстве? Что Вам дает творчество?  

- Писать я начал в тот момент, когда был прикомандирован из Астаны в одну из нефтяных компаний в Атырау. Семья осталась в столице. И если коллеги после работы спешили к своим родным и близким, то меня ждала пустая квартира, ну еще разве что спортзал и бары. Но это все быстро надоело. И свои чувства я переносил на бумагу. Во всех моих книгах сквозит любовь к семье, к близким, к родным, боль потерь. Это мне позволило справиться с чувством одиночества, с той трагедией, которая меня постигла, с тем, что происходило в мире в то время. У каждого из нас свой жизненный багаж, множество эмоций, с которыми не всегда легко справиться. Кто-то сбрасывает их в тренажерном зале, другие топят в алкоголе. А для меня способом выплеснуть чувства, которые требуют выхода, возможностью поговорить с собой стало писательство. Самое главное, к чему стремится человек – познать самого себя. Творчество помогает одновременно и расслабиться, и напрячь мозги, испытать себя – смогу ли? Я плыву в потоке, не утопая в нем, могу придумывать какие-то миры. Для меня самого эти постоянные открытия поразительны. Порой я удивляюсь, неужели это я написал?

- Вы говорили о том, что прототипом Ваших героев являются как отдельные личности, так и собирательные образы многих людей. Чем они Вам были интересны? 

- Я всегда шучу с друзьями, что им повезло жить в одно время с гением. На самом деле думаю, что это мне повезло с ними. Каждый из них прошел такой огромный путь становления как личности и профессионала, что хватит на десятки книг. И до сих пор на своем пути мы ведем невидимые миру сражения. Думаю, все идет от присущего мне чувства неравнодушия. Люди делятся со мной пережитым, и я порой изумляюсь, сколько испытаний приходится на их головы, как достойно они с ними справляются, а порой кто-то не выдерживает. И я тут же откликаюсь, хочу поддержать людей, которые вызывают чувство уважения, осветить их путь, чтобы все оценили их усилия. Порой за столом шутят, что при мне нельзя ни о чем говорить без опасения попасть в книгу, но на самом деле друзья знают, что я умею хранить секреты.

- Книга на историческую тему – это всегда огромный труд. Изучение ранее написанных произведений, сверка с различными первоисточниками информации и т. д. На какие труды опирались Вы, к кому обращались за помощью, когда писали «Сарайшык»? И во что в итоге это вылилось?

- Случайно узнав об истории Сарайшыка во время поездки за город, я стал подробно изучать эту тему. Столица Ногайской орды, где некогда кипела жизнь, чеканились монеты, процветало искусство, был водопровод и канализация, в 16 веке был разрушен, сожжен, погибли люди. Степняки отправляли в Сарайшык детей, надеясь, что их жизнь будет более спокойной и сытой, но их надеждам не суждено было сбыться. Несмотря на временной разрыв между нами, эта трагедия не может не волновать. Я ознакомился с трудами историка Трепавлова, других ученых. В моем «Сарайшыке» параллельно существуют две временные плоскости – современный мир и жизнь в 16 веке. Главная мысль произведения – люди не меняются, во все времена ими движет желание выжить, жажда денег и власти.

- Над чем Вы работаете в данный момент?

- Готовлю продолжение книги «Пасынки степи», о котором меня многие просили. И параллельно тружусь над темой, которую предложили мои молодые друзья. Это книга о наркомании. Молодежь, которая употребляет наркотики, молодые парни и девушки по неопытности, желая быстро заработать, идут в закладчики. В итоге они теряют себя, а общество теряет их. И свою следующую книгу я хочу посвятить этой теме.

- А о чем Вы мечтаете? 

- Об очень простых вещах – о стабильности в этом стремительно меняющемся мире. Чтобы жена и дети продолжали меня радовать, я продолжал писать и издавать свои книги, чтобы круг моих друзей и близких оставался прежним, мы, как обычно, собирались по выходным и обсуждали новые книги и фильмы, шутили и поддерживали друг друга.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото автора

18 марта, 12:23

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz