Весна для Карабалиевых пора напряжённая. С утра до позднего вечера Изингали КАРАБАЛИЕВ и его ближайший родственник Талгат СУРЕЕВ колдуют над стареньким трактором – меняют запчасти, смазывают механизмы и узлы, чтобы железный конь не подвёл. Без него никак. Через несколько дней начнётся вспашка.
Тогда и наполнится шумом расположенный в 30 километрах от Кульсары участок Жанай. И до поздней осени здесь будет трудиться и жить семья Карабалиевых. У них здесь уютная землянка, и дети уже ждут не дождутся, когда отец скажет: «Всё, едем в Жанай!»
Без преувеличения – Карабалиевы возродили земледелие в Жылыойском районе. Несколько лет назад, когда высохли русла Жема, многие местные полеводы махнули на всё рукой и ушли с полей. И когда Изингали впервые решился вспахать землю, на него смотрели как на сумасшедшего. В начале доходы и в самом деле не окупали расходы, но Изингали с Талгатом те ещё упрямцы. И всё-таки доказали некоторым специалистам, что расти здесь может не только неприхотливая люцерна.
–Картофель у нас как-то сразу не прижился, но зато мы убедились, что можно с успехом выращивать дыни, арбузы, овощи. Мы работаем все двенадцать месяцев в году. Зимой закупаем необходимые для техники запасные части, семена, – говорит Изингали. –Не могу сказать, что полеводство гарантирует постоянные большие доходы, но я уже не мыслю свою жизнь без Жаная.
В этом году Карабалиевы планируют засеять плодовыми и бахчевыми культурами 30 га. Риск велик – здешние полеводы полностью зависимы от реки Жем, но снежная зима дала надежду на то, что не пересохнет русло.
– Пересохнет Жем, на полеводстве можно будет ставить жирный крест. Разговоры о плотине Бахаши уже набили оскомину. Крестьяне будут испытывать трудности до тех пор, пока не возведут плотину. Нельзя сеять, полагаясь лишь на случай, без воды садам не цвести, – горестно вздыхает Изингали. –В следующем году планирую построить теплицу, освоить капельное орошение. Попробую обойтись своими силами, вешать на себя кредитное ярмо не очень хочется.
Ляззат КАРАЖАНОВА