Атырау, 21 декабря 03:44
 облачноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

"Крикну, а в ответ тишина"

6 467 просмотров
freepik.com

Дело об убийстве супруги экс-министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА Салтанат НУКЕНОВОЙ вызвало большой резонанс, как результат в социальных сетях распространяется открытое обращение к президенту Казахстана о реформировании уголовного и административного законодательства по вопросам защиты от семейно-бытового насилия, петицию уже подписали более 12 тысяч человек.

Синдром забытых заявлений

В архиве редакции «Ак Жайык» есть немало дел, когда жертвы насилия обращались за помощью в правоохранительные органы. Зачастую у них всегда есть шанс на спасение, однако, на деле получается совсем по-другому. Одна из таких историй, датируемой 2019 годом, вызвала большой резонанс и за пределами Атырауской области.

Трагедия в том, что жительницу Макатского района Айнур КАНАТКАЛИЕВУ можно было спасти от смерти, она неоднократно обращалась к служителям правопорядка, но её просьбы о помощи остались без внимания.

…После замужества 19-летняя Айнур стала жертвой бытового насилия. Она перенесла операцию на ахиллесово сухожилие, которое осколком разбитой бутылки перерезал ее супруг Али КАНКОЖИЕВ. Оправившись, женщина с маленькой дочкой ушла к матери в съёмную квартиру в мкр. Алмагуль, все это время Канкожиев угрожал, бил и насиловал Айнур, приходя в дом тещи, пока той не было дома. Женщина писала заявления, предоставляла вещественные доказательства изнасилований, однако, ей не выдавали направлений на судебную-медицинскую экспертизу, а вещдоки таинственно пропадали. Насилие, психологическое и физическое, длилось полгода и закончилось смертью молодой женщины: она была задушена своим мужем. Вот тогда-то Канкожиева задержали полицейские – ещё бы, мол, теперь-то было за что! Спустя полгода специализированный межрайонный суд по уголовным делам Атырауской области признал его виновным по статьям 99 ("Убийство") и 120 ("Изнасилование") УК РК и приговорил к лишению свободы на 16 лет – 14 из них за убийство и 2 за изнасилование. «Если бы они вовремя отреагировали должным образом, то моя дочь была бы живая! Буквально за три дня до убийства она написала очередное заявление в правоохранительные органы, умоляя её спасти. Но никому это оказалось не нужно», – впоследствии сказала мать убитой, которая теперь воспитывает свою внучку сама.

…И приступ лени

А вот история из 2021 года. 36-летний атыраучанин до полусмерти избил женщину, после чего повесился на глазах у её детей. До этого его жертва несколько раз обращалась в полицию по факту побоев и изнасилований, но преступнику удавалось остаться на свободе. Ее жизнь превратилась в сплошной ад с элементами психологического триллера. Дошло до того, что женщина боялась выйти на улицу, а в один из дней он все же нашел ее, силой затолкал в машину, отвёз на съёмную квартиру и изнасиловал. Писала ли она заявление? Да, писала и не раз. Однако это не помешало ему вломился в её квартиру спустя несколько дней после изнасилования, после чего его забрали в полицию. А вечером он каким-то образом сбежал из участка. На следующий день постановлением специализированного административного суда Атырау он был арестован на двое суток за распитие алкоголя в общественном месте и за словесное оскорбление. На это ее заявление по 149-й статье «Нарушение неприкосновенности жилища» ей пришло уведомление с 1414, что дело закрыли без рассмотрения. Между тем человек преследовал эту женщину больше месяца. Еще через какое-то время мучитель забрался в её квартиру через балкон, разбив стекла, ударил свою жертву по голове тяжёлым предметом (дочери говорят, что это был топор), зашел в туалет и повесился. Благо женщина и ее дети остались живы, однако вопросы к правоохранительным органам все же остались. Суд вынес приговор четырём сотрудникам управления полиции города Атырау по статьям ч. 4 ст. 370 УК РК («Бездействие по службе, повлекшее тяжкие последствия»), они получили по 4 года лишения свободы, а оперуполномоченный и следователь по п. 2 ч. 3 ст. 433 УК РК («Укрытие тяжкого преступления группой лиц по предварительному сговору») – 4 и 3 года соответственно.

«Меня так и не защитили»

Одна из последних наших публикаций, посвящена мальчику, который неоднократно подвергался насилию со стороны родственника. Его мать также насиловали и били. Дело было провалено по одной лишь причине – бездействия участковых, никто из них, несмотря на многочисленные вызовы и крики о помощи, ни разу не дал направление в судмедэкспертизу, которая доказала бы, что преступления в действительности были совершены. «Я много раз вызывала полицию во время этих скандалов, но ни один из этих участковых не защитил ни меня, ни моего сына», – сказала героиня нашей публикации. К слову, мы уточняли в ДП, правда ли, что к участковому после всего этого была переменена мера дисциплинарного взыскания. По словам пресс-секретаря ДП, такой случай имел место: по этому делу участковому был объявлен строгий выговор «за несвоевременный сбор необходимых документов». Дело закрыто. Виновники по-прежнему гуляют на свободе, а женщина по сей день находится в глухой депрессии, страхе и постоянной тревоге за себя и сына.

Сколько таких публикаций «прошли» без должного резонанса одним абзацем в криминальной хронике: убили, изнасиловали, покалечили, изуродовали – не счесть – в Атырау, поселках, в целом по стране. А сколько из них опубликовано не было? Сомневаюсь, что все эти факты обошлись без заявления жертвы, где суть одна – крик о помощи.

«Надо ужесточать законы»

Но вернемся к петиции. По мнению ее автора Рахима ОШАКБАЕВА, причины насилия не только в социально-экономических проблемах в семье, низком уровне воспитания и образования, но и из-за неоднозначности административных и уголовно-правовых норм, регулирующих эту важнейшую сферу общественных отношений.

«По непонятным причинам вопрос ужесточения ответственности за бытовое насилие против женщин и детей не нашёл поддержки в правоохранительных органах и концептуального изменения законодательства в этом вопросе не произошло.

Анализ действующих норм позволяет сделать вывод о том, что действующее уголовное и административное законодательство в части защиты основных прав и свобод человека, особенно в части защиты женщин и детей в семье несбалансированно, имеет признаки дискриминации и не обеспечивает достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения преступности, – говорит Р. Ошакбаев. – Несоразмерно мягкая реакция закона на небольшие по тяжести преступления в семейной сфере создают у потенциальных нарушителей чувство безнаказанности и закономерно влекут к более тяжким преступлениям, в том числе, убийствам. Зачастую вмешательство уголовного закона на этой стадии уже не спасает жизни женщин и детей и становится лишь запоздалой карой за совершенные деяния».

Петицию подписывают доктора наук, юристы, профессора, общественные деятели, журналисты, блогеры, адвокаты и еще тысячи простых граждан, которым не все равно.

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

 

СПРАВКА «АЖ»

По сведениям комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры, в среднем с 2015-го по сентябрь 2022 года в сфере семейно-бытовых отношений заводилось около 752 уголовных дел в год. 84,7% дел было квалифицировано по статьям «Убийство», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью».

14 ноября 2023, 08:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.