«Что за ерунда – изнасилование жены?» – так, наверное, подумали полицейские и прокуроры Атырау, и не отнеслись всерьёз к заявлению моей дочери на её мужа. Через три месяца тот ещё раз её зверски изнасиловал, а потом убил. Если бы правоохранительные органы нормально сделали свою работу, то моя дочь была бы жива!», - говорит со слезами на глазах жительница Атырауской области Надежда АНТОХИНА.
СТРАННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
А началось всё в сентябре прошлого года, когда 19-летняя жительница Макатского района Айнур КАНАТКАЛИЕВА вышла замуж за 22-летнего Али КАНКОЖИЕВА из Жылыойского района. Первые недели молодые супруги жили в съёмной квартире в Атырау, вроде бы ладили друг с другом, тем более, что у них уже был маленький ребёнок. Но вскоре мужчина стал выпивать и поднимать руку на жену, однажды порезал ей разбитой бутылкой ахиллесово сухожилие, после чего она перенесла операцию в областной больнице. Тогда Айнур вместе с маленькой дочкой ушла от мужа к матери в съёмную квартиру в Алмагуль, но тот стал уговаривать вернуться. Айнур отвечала, что не вернётся к нему и подаст на развод. Канкожиев перешёл к угрозам убить её за этот отказ. 14 ноября прошлого года, когда матери не было дома, он проник в квартиру и избил Айнур до потери сознания, а затем изнасиловал.
Придя в сознание, она пришла в городской отдел полиции №2 и написала заявление об изнасиловании. Полицейские её допросили, изъяли в качестве вещественных доказательств нижнее бельё и одеяло, на котором было совершено преступление, но почему-то не отвезли женщину на судебную-медицинскую экспертизу. А позже таинственно пропал и пакет с вещдоками.
Видя бездействие полицейских, Айнур написала на них заявление тогдашнему и.о. прокурора города Атырау Абзалу САХИПОВУ и начальнику следственного управления Департамента полиции Нурмухамбету МУТАЛИЕВУ, но оно осталось без последствий.
Тем временем Канкожиев, которого, похоже, никто и не искал, пытался выяснить новое место жительства своей жены, снявшей другое жильё. И это ему удалось. В феврале этого года он хитростью (попросив постучаться другого человека) проник в квартиру Айнур и вновь потребовал вернуться к нему, сопровождая свои слова угрозами в случае отказа убить тут же, на месте. Айнур ответила «Нет!», он накинулся на неё, избил и жестоко изнасиловал, а ведь она успела сказать, что беременна вторым ребёнком. Затем задушил несчастную ремнём от сумки и скрылся. Так трагически завершилась эта полугодичная история «супружеских» избиений и изнасилований, которая должна была закончиться гораздо раньше -посадкой преступника при живой Айнур.
Вскоре Канкожиева задержали полицейские – ещё бы, мол, теперь-то было за что! Спустя полгода специализированный межрайонный суд по уголовным делам Атырауской области признал его виновным по статьям 99 (Убийство) и 120 (Изнасилование) УК РК и приговорил к лишению свободы на 16 лет - 14 из них за убийство и 2 за изнасилование.
- Тут есть вина полицейских и прокуроров! Если бы они вовремя отреагировали должным образом, то моя дочь была бы живая! Буквально за три дня до убийства она написала очередное заявление в правоохранительные органы, умоляя её спасти. Но никому это оказалось не нужно, - говорит Надежда Антохина, взявшая опекунство над свой внучкой, оставшейся без мамы.
«У НАС МНОГИЕ СЧИТАЮТ ЖЕНУ СВОЕЙ ВЕЩЬЮ»
Я поведал об этой истории лидеру движения «НеМолчи.кз» Дине СМАИЛОВОЙ, которая борется против сексуального насилия, в том числе семейного. Это она помогала пассажирке поезда «Тальго» добиваться более сурового наказания для проводников-насильников. В нашем разговоре Дина упирала на то, что трагедия с Айнур Канаткалиевой не случайна, она непосредственно связана с отсталыми, нецивилизованными общественными стереотипами и несовершенством законодательства:
- Молодую женщину уже не вернуть, но обратите внимание: в приговоре за изнасилование, причём не одно, значится всего два года лишения свободы. А ведь именно безнаказанность мужа-насильника привела в конечном счёте к убийству. К сожалению, в нашей стране очень тяжело доказать изнасилование, и законы этому отнюдь не способствуют, да и наказание предусмотрено слишком мягкое.
Есть ещё и наш менталитет. Многие казахстанские мужчины воспринимают жену как свою собственность, с которой можно делать всё что угодно. Такая же психология у работников правоохранительных органов, которые вообще не в состоянии воспринимать всерьёз заявление женщины об изнасиловании своим мужем. И часто отказываются принимать такие заявления.
Считаю, по следам убийства Канаткалиевой необходимо жёстко наказать тех, кто попустительствовал будущему убийце. Считаю, что это фактически соучастники преступления.
Из последних новостей - прокуратура обжаловала приговор Канкожиеву в части изнасилования, посчитав назначенное наказание за это преступление слишком мягким.
Фархат АБИЛОВ