Владимир Путин и Реджеп Эрдоган в понедельник впервые за год проведут личную встречу в черноморской резиденции российского президента в Сочи, чтобы обсудить кризис в Черном море, возникший после выхода Кремля из зерновой сделки, пишет The Moscow Times.
Последние недели перед переговорами, которые многократно откладывались, прошли в интенсивных консультациях между дипломатами Турции и России, а также Турции и представителей ЕС, ООН, Украины и США, рассказал The Moscow Times инсайдер, близкий к МИД России. По его словам, речь шла о том, в какой форме можно восстановить зерновое соглашение, которое позволило экспортировать на мировой рынок более 30 млн тонн украинского зерна.
«Если ее (сделку. — ТМТ) не восстановить, то фактически это означает, что вся акватория Черного моря превращается в плацдарм ничем не ограниченного военного противостояния. И оно может затронуть не только военные, но и коммерческие суда. Причем не только воюющих сторон [России и Украины], но и вообще всех, кто там осуществляет навигацию», — говорит источник The Moscow Times.
Это «опасно», подчеркивает он, и все понимают, что «этого следовало бы избежать».
Анкара заинтересована в возобновлении поставок украинского зерна не только потому, что Турция продемонстрирует свою роль в качестве международного переговорщика и посредника. «Эрдоган получает важный приток средств, так как страна выполняет роль зернового хаба, перерабатывает часть зерна в муку и продает его уже как турецкий продукт», — сказал The Moscow Times отставной европейский дипломат.
Сложность заключается в том, что зерновая сделка — это фактически несколько сделок — Турция с Украиной, а Россия с ООН. Повлиять на выполнение требований Москвы по отношению к ЕС и США президент Турции не в силах.
«Эрдоган и Путин могут попробовать договориться просто заместить поставки украинского зерна в Турцию российским, поставки, которые готов оплачивать Катар. Но это ни при каких обстоятельствах не может устроить Киев», — сказал отставной европейский дипломат.
«В этом случае сухогрузы с российским зерном станут мишенью для украинских военных и разведки», — согласен источник The Moscow Times, близкий к МИД России.
Теоретически есть и другой вариант: Турция становится хабом для поставок зерна как из Украины, так и из России. «Но тут много сложностей, — признает близкий к МИДу инсайдер. — Киев никогда не согласится с поставками зерна из оккупированных российской армией территорий Украины. Они считает их ворованными. А как их отделить?»
Чтобы вернуться в сделку и «открыть» украинские порты, Москва требует переподключить Россельхозбанк к системе SWIFT, возобновить поставки сельскохозяйственной техники и запасных частей, снять ограничения на страхование судов и запрет на доступ в порты, а также разблокировать активы поставщиков продовольствия и удобрений.
Несмотря на преимущество своего военного флота, Россия неспособна организовать тотальную блокаду украинских портов и остановить отгрузку зерна. Тем более, что у Украины есть зерновые терминалы на Дунае, прямо на границе с Румынией, а также возможность осуществлять сухопутную доставку зерна, указывает Андрей Сизов, гендиректор аналитического центра «СовЭкон».
В то же время Украина при помощи своих морских дронов способна создать проблемы не только российским военным кораблям, но и поставкам российского зерна и удобрений из Новороссийска, крупнейшего порта на Черном море.
Все это создает угрозы для рынка зерновых — цены могут взлететь на десятки процентов, предупреждает Сизов: «Если рынок испугается и если произойдет закрытие Керченского пролива, а это 30% российского экспорта, это будет ралли наподобие того, что мы видели в начале войны».