Это был несколько непривычный форум. И не столько тем, что подавляющее большинство участников прилежно посещало рабочие сессии двухдневного мероприятия, сколько большим объемом интересной информации, связанной с перспективами геологии Казахстана. При этом как умудренные опытом специалисты советской формации, так и безусые казахстанские MBA-геологи были максимально откровенны в обмене мнениями на 1-м международном форуме «Геологоразведка Казахстана: Фокус Нефть и Газ».
Удивительно, но несмотря на двадцать с лишним лет активного освоения нефтегазовых ресурсов независимого Казахстана геологи лишь впервые встретились в таком широком составе.
Озвученные в самом начале форума цифры обнадежили несмотря на нынешнюю напряженную ситуацию с ценами на нефть. Оказалось, что если до 2009 года долгосрочные прогнозные ресурсы Казахстана составляли примерно 22 млрд тонн, то в результате проведенной переоценки 15 нефтегазоносных бассейнов эта цифра увеличилась до 36 млрд. Согласно обновленным геологическим данным, 72% залежей нефти и газа приходится на Атыраускую область, 12% – на Мангистаускую, остальное разбросано ещё по пяти регионам, в том числе непривычные для уха залежи в районе озера Зайсан (Восточно-Казахстанская область).
По словам известного геолога, заместителя генерального директора ТОО «АкАй» Урала АКЧУЛАКОВА, даже по самым скромным подсчетам предложенные для разведки в 2015-2018 гг. геологические структуры с учетом накопленного опыта в бурении позволят увеличить прогнозные запасы на 4,7 млрд тонн. По его же словам, за 100 лет на территории современного Казахстана добыто лишь 1,68 млрд тонн нефти.
В течение ближайших четырех лет на геологоразведку будет направлено 900 млрд тенге, в основном за счет частных инвестиций. Первый вице-министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН сообщил, что основные структуры с наиболее благоприятными геологическими условиями находятся в центральной части Прикаспийского бассейна на глубинах 6-8 км, так что добраться до них будет непросто. Но помимо технических проблем, на нефтяные компании давит неблагоприятная ситуация с ценами: от ряда компаний в госорганы уже поступили обращения о переносе геологических обязательств из-за проблем с финансированием из оборотных средств и затрудненностью доступа к кредитным ресурсам. Вторая же проблема состоит в том, что не все обнаруженные запасы представляют коммерческий интерес из-за высокой себестоимости их добычи.
«КМГ» ИДЁТ В ГЛУБЬ
Конкурируя с иностранными нефтяными компаниями, на поиск подсолевых месторождений в ближайшие годы нацелилось АО «ЭмбаМунайГаз». «На основе наших исследований мы видим хорошие перспективы в пределах 5-9 км», – сказал по этому поводу генеральный директор АО «ЭмбаМунайГаз» Курмангазы ИСКАЗИЕВ и добавил, что компания вышла на прямые переговоры с министерством энергетики и комитетом геологии об условиях контрактов на геологоразведку. Нацеленность на глубокую нефть понятна, ведь, несмотря на то, что «ЭМГ» ежегодно восполняет свои извлекаемые ресурсы (в основном благодаря переоценке запасов месторождений «Кисымбай» и «Прорва»), их объемы в компании оценивают как «небольшие». При традиционно стабильных объемах добычи в 2,8 млн. тонн в год истощение запасов ожидается уже через 10-15 лет.
Как сообщил К. Исказиев, «ЭМГ» после анализа имеющейся геологической информации начнёт 2D/3D сейсмику и бурение подсолевой скважины в районе села Кошалак и надсолевой на участке «Верблюжий» Курмангазинского района, сейсмические исследования и бурение в районе села Забурунье (в сторону песков Нарын и месторождения «Сазан-Курак»), а также геологоразведку на структуре «Сарайшык». На блоке «Лиман» уже проведенное бурение открыло надкарнизное месторождение «Новобогат» с извлекаемыми запасами в пределах 5 млн тонн. Сейсмические исследования также указывают на крупное отложение в Кызылкогинском районе, там после дополнительной сейсмики начнется бурение скважины «Кенбай-подсолевой».
Общая сумма инвестиций в геологоразведку ожидается в пределах 750-800 млн долларов, при этом «ЭМГ» намерен разделить риски со стратегическим инвестором. К. Исказиев предполагает, что при удачном бурении уже через 10 лет «ЭмбаМунайГаз» сможет довести объемы добычи до 12 млн тонн в год. Ожидается, что широкомасштабные работы по вышеперечисленным проектам начнутся в 2016 году по завершении переговоров с правительством.
Вторым источником пополнения запасов остается повышение коэффициента извлечения нефти на действующих месторождениях. «КазМунайГаз» создал ТОО «НИИ технологии бурения и добычи КМГ», офисы которого в Атырау и Актау будут оснащены новейшим лабораторным оборудованием. Инновационным партнером национальная компания выбрала корпорацию «Шелл» – её представитель Эдгар ТАГАЛАР сообщил, что уже завершена первая фаза оснащения геохимической лаборатории в Атырау, и с 1 апреля начнется обучение персонала.
Э. Тагалар также поведал коллегам, что проведенная в рамках сотрудничества между КМГ и «Шелл Казахстан Девелопмент Б.В.» оценка материнской породы месторождения «Жана-Озен» в Мангистауской области «не обнаружила серьезных растительных показателей», что «полученные данные не соответствуют имеющейся геологической литературе по триасу и юре», и что огромное месторождение «имеет не морское, а озёрное происхождение». Вашему корреспонденту всё это мало о чём говорило, но серьезные лица слушателей свидетельствовали: это очень важно. И я им поверил.
ПРО ТЕХ, КТО В МОРЕ
Еще более сложные вызовы встретили геологов на морских проектах. «Если на суше проблем много, то на море во сто крат больше», – заметил заместитель генерального директора МНК «КазМунайТениз» Агзам КУДРАНОВ. Они начинаются с ограниченности флота из 14 буровых установок на Каспийском море, за которыми выстроилась очередь из нефтяных компаний. Это приводит к задержкам проектов, как, например, на блоках «Жамбай», «Жемчужина» или «Сатпаев», а иногда и к невыполнению лицензионных условий. Судостроительные заводы тоже не справляются со сроками исполнения заказов. Например, китайская Оwen Energy, разместив в 2009 году заказ на строительство самоподъёмной буровой установки на астраханских «Красных баррикадах», затем вынуждена была доводить её до ума на верфи «Ерсай», и лишь через пять лет получила СПБУ для эксплуатации в туркменском секторе моря. Заместитель генерального директора ТОО «Н-оперейтинг» Умирсерик ТАЯУОВ для сравнения заметил, что французской «Тоталь» понадобилось всего четыре года от обнаружения до начала добычи нефти на одном из месторождений Северного моря, а «мы только буровые строим по пять лет».
Но главной сегодняшней проблемой для морских нефтяников стала сумасшедшая волатильность мировых цен на нефть, ставящая под сомнение разработку относительно небольших месторождений. А. Кудранов признался, что после завершения разведки на «Жемчужине» перед партнёрами по проекту встал вопрос рентабельности этого месторождения с запасами в 30 млн тонн: «Может, геологам искать месторождения с запасами не менее 50 млн. тонн, а меньшие структуры не трогать?»
Что касается Кашагана: геолог-модельер NCOC Нурбек КАРАТАЛОВ рассказал, что для буровиков самой проблемной является северо-восточная часть месторождения – в связи с наличием карстов, которые фактически являются гигантскими пещерами, а «разрывы практически невозможно обнаружить в сейсмоданных.Были случаи, когда колонна падала на глубину 42 метра».
РОССИЙСКИЙ МАСШТАБ
В форуме принимали участие российские геологи. По словам генерального директора ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» Александра ВАРЛАМОВА, даже при нынешних относительно малых объемах бурения ежегодный прирост извлекаемых запасов в РФ составляет 600-700 млн тонн. Помимо 10-12 тысяч мелких месторождений и 400 средних российские геологи предполагают наличие нескольких гигантских месторождений в континентальной части суши. «У нас нет необходимости перехода на шельфовые условия, но стоит острая проблема перехода на большие глубины – так же, как и у вас», – сказал один из гостей. До сих пор неразведанными остаются гигантские площади в 5-6 млн квадратных километров в перспективных провинциях Восточной Сибири и Республики Саха-Якутия, где, по словам российских геологов, «нефть сочится прямо в карьерах в районе алмазных трубок».
Ещё более масштабные запасы российские коллеги предполагают обнаружить после разведки нетрадиционной или «сланцевой» нефти. В отличие от политиков и «Газпрома», нефтяные геологи Российской Федерации не отрицают, что такие проекты имеют право на жизнь. По словам А. Варламова, в приграничной с нами Оренбургской области уже найдено месторождение сланцевой нефти с запасами более 50 млн тонн, а потенциал знаменитой Баженовской свиты, где этаж нефтегазоносных пластов в 3-5 раз больше, чем в США, составляет не менее 10-20 млрд (!) тонн.
Российские геологи не скрывали, что имеют интерес к совместным проектам с Казахстаном. Они считают, что прогнозный запас нефти на трансграничных территориях составляет 6 млрд тонн.Наиболее перспективна Прикаспийская впадина, где по обещаниям российских геологов «мы обязательно получим 1,5-2 млрд тонн».
О нашумевшем проекте «Евразия» по бурению 15-километровой опорно-параметрической скважины геологи говорили осторожно. Лишь Карабалин сообщил, что уже известен первый участник создаваемого для этого проекта консорциума – национальная компания «КазМунайГаз», и уточнил сроки: 2016-2020 г. Велика вероятность того, что в консорциум из 8-10 пока не озвученных компаний войдет и российское ОАО «Росгеология», поскольку летом 2014 года этот проект получил поддержку президентов двух стран в ходе их встречи в Атырау.
МОЖЕТ ХВАТИТ ОТАПЛИВАТЬ НЕБО?
В ходе форума были представлены и последние технологические решения по утилизации попутного газа, что актуально для многих удаленных месторождений. Вице-министр энергетики Магзум МИРЗАГАЛИЕВ сообщил, что даже после ужесточения экологических штрафов нефтяники, по официальным данным,ежегодно сжигают около 1 миллиарда кубометров газа, причём, по его же словам эта цифра, скорее всего, сильно занижена. Иностранные специалисты были откровеннее: представитель комании Compact GTL Йен БАКСТЕР оценил объем ежегодно сжигаемого в Казахстане попутного газа в 4-5 млрд кубометров, не преминув заметить, что при этом 30% нефтепродуктов на отечественных АЗС – импортного производства. В качестве одного из способов решения проблемы он презентовал пилотный проект строительстваустановки gas-to-liquids на месторождении ТОО «Казахойл Актобе» для получения ежесуточно 300 тонн чистого синтетического дизеля из попутного газа. А в Мангистауской области ООО Lexington Global Solutions намерено построить установку для конверсии попутного газа в обессеренный бензин с высоким октановым числом. Неназванная нефтяная компания была вынуждена пойти на этот дорогостоящий проект, поскольку ежегодно сжигает на факелах 40 млн кубометров попутного газа при использовании лишь 10 миллионов для собственных нужд.
ДО ВСТРЕЧИ В АТЫРАУ!
На итоговом заседании президент «Общества нефтяниковгеологов Казахстана» Балтабек КУАНДЫКОВ не скрывал своего удовлетворения результатами форума. Интересно, что в отеле Rixos President Astana ведущих геологов, нефтяников, видных государственных чиновников Казахстана и зарубежных гостей смогло собрать это общественное объединение, скромно зарегистрированное по адресу г. Атырау, ул. Айтеке би, 43«а». И как сказал в своём выступлении заместитель генерального директора ТОО «НИИ технологии бурения и добычи КМГ» Рахим УТЕЕВ, «некоторые вопросы мы не успели здесь обсудить, продолжим уже в рамках форума в Атырау». Скорее всего, он имел в виду конференцию «Атыраугео-2015», которая должна пройти 26-27 мая 2015 года.
Жасулан КУЖЕКОВ, соб. корр., г. Астана