Отношения Москвы и Парламентской ассамблеи Совета Европы резко обострились. ПАСЕ приняла вчера крайне жесткую резолюцию, а также предложила перевести мониторинг ситуации в РФ на уровень комитета министров Совета Европы. Делегация РФ пригрозила "адекватным ответом". Однако до отлучения России от ПАСЕ дело, по оценкам экспертов, не дойдет.
Второй день работы ПАСЕ был почти полностью посвящен российской теме. Обсуждение доклада о выполнении РФ взятых на себя при вступлении в Совет Европы в 1996 году обязательств сопровождалось бурными дискуссиями. Москва, по мнению докладчиков Андреаса Гросса и Дьердя Фрунды, "отклонилась от европейских стандартов". Подавляющая часть 67-страничного документа, подготовленного швейцарским и румынским депутатами, содержит острую критику политики РФ.
Последние годы Россия двигалась в сторону "увеличения авторитаризма", причем особенно быстрыми темпами с декабря прошлого года, считают авторы проекта резолюции. В качестве примеров влияния исполнительной власти на законодательную и судебную приводятся недавние законы о клевете, об НКО как "иностранных агентах", о митингах и распространении информации в интернете, а также суд над Ходорковским и Pussy Riot. Авторы документа напоминают о покушениях на журналистов в РФ и необходимости расследовать убийства Анны Политковской и Натальи Эстемировой. Говорится о недостатках пенитенциарной системы, что привело к гибели юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского и президента компании "Китэлитнедвижимость" Веры Трифоновой в "Матросской Тишине".
Резолюция предлагает РФ пересмотреть недавно принятые законы и судебные решения, провести реформы, "на необходимость которых указывает гражданское общество". От России требуют также отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии, вывести войска из Приднестровья.
Но даже такой документ некоторым депутатам показался недостаточно жестким. И они внесли поправки, среди которых — требование "прекратить политическое и экономическое давление на страны Центральной и Восточной Европы, оказываемое компанией "Газпром" посредством цен на газ".
Все эти требования в делегации РФ сочли неприемлемыми, однако особого возмущения, как заверил "Ъ" ее глава Алексей Пушков, они не вызвали. А заместитель главы делегации Леонид Слуцкий даже нашел в тексте повод для оптимизма. "Важно, что в документе содержатся и положительные оценки. Несколько лет назад мы не могли высунуть голову из негатива",— напомнил он "Ъ". Кроме того, по его словам, делегации удалось на стадии работы с докладчиками "удалить из документа ряд маргинальных позиций" — например, о сращивании государства и РПЦ, а также по политике России в Чечне.
Автор документа Андреас Гросс заявил "Ъ", что итоговый текст получился сбалансированным — "благодаря согласованию с одним из членов российской делегации". Гросс выразил удивление гневной реакцией российских политиков на его доклад. "Такие документы сами по себе ничего не меняют. Они что-то вроде диагноза и предписаний врача. В интересах России принять рекомендации во внимание",— пояснил собеседник "Ъ".
И депутат Европарламента Кристийна Оюланд заявила "Ъ", что резолюцию ПАСЕ нельзя считать антироссийским шагом. "Речь идет о соблюдении правил организации. Россия обязалась уважать европейские ценности, а ведет себя как курящий член клуба для некурящих",— сказала депутат "Ъ".
Главным раздражителем для россиян стала рекомендация перевести мониторинг за выполнением РФ своих обязательств на более высокий уровень — комитета министров Совета Европы. Комитет отвечает в том числе и за вопросы членства в ПАСЕ, а передача ему мониторинга фактически выделяет Россию в "особый разряд". Как посетовал "Ъ" Алексей Пушков, предложение "появилось ниоткуда", по инициативе представителя Польши при комитете министров, и стало демонстрацией "двойных стандартов". Глава делегации РФ пообещал, что Москва "адекватно ответит" на дискриминацию.
Выход России из Совета Европы возможен, но на сей раз компромисс, похоже, будет найден, считает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. "Москва не демонстрирует желания выходить из Совета Европы, а для него она — крупнейший донор,— пояснил эксперт.— Перевод мониторинга ситуации в РФ на уровень комитета министров статусно для Москвы неприятен. Но входящие в комитет главы МИД не могут себе позволить свободно говорить все, что хотят, в отличие от депутатов ПАСЕ. В своих высказываниях они будут исходить из прагматических интересов".
Источник: Коммерсант