Асылбек ДжакиевВ Атырау сегодня живут и работают более 70 выпускников государственной стипендии «Болашак». Больше их только в Астане и Алматы. Вслед за астанинскими болашакеры решили держаться вместе. Зачем? Об этом они расскажут сами.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ В АКИМАТЕ
Если вы тоже успели приятно изумиться «wow, сколько умничек из Атырау вернулось домой!», вам тут же придётся и слегка разочароваться: местных в атырауской «диаспоре» болашакеров только два десятка человек.
«Деньги!»– с улыбкой поясняют столь высокий интерес приезжих профессионалов к нашему не самому благоприятному для проживания городу мои собеседники: лидеры атырауского филиала Ассоциации стипендиатов международной стипендии президента Республики Казахстан «Болашак» Рустам САЛАХОВ и Асылбек ДЖАКИЕВ.
Атырауские болашакеры громко заявили о себе на недавнем совещании в облакимате, с которым, как оказалось, сотрудничают практически со дня своего образования. Их презентация произвела впечатление: цель – формирование компетентного экспертного сообщества; миссия – объединение усилий и опыта стипендиатов, консолидация и повышение активности молодёжи.
Выпускники госстипендии Рустам и Асылбек отучились в итальянских университетах, прошли стажировку в Европе, вернулись в родной Атырау, поработали в крупных компаниях и не так давно начали активно «двигаться» самостоятельно, как сейчас принято выражаться в бизнес-среде. Составив, таким образом, 0,01 процента предпринимателей, получивших образование через «Болашак».
– 99,9 процента других работают на кого-то, – утверждает Джакиев.
– Где у нас самый высокий уровень концентрации болашакеров?
– ТШО и Аджип.
– Госслужба?
– Нет.
КОГДА ПРЕПОД – НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ
Рустам СалаховВне зависимости от места работы и места рождения активистов движения объединяют цели – разнообразные и всегда благородные. За год они провели семинары для студентов, организовали ряд акций для детей-сирот, разработали несколько стратегических проектов по развитию бизнеса, участвуют в качестве экспертов при разработке проектов местных властей, помогли разработать инвестиционный атлас области по просьбе облакимата…
– Вообще почти все выпускники госстипендии готовы делиться всеми знаниями, которые получили благодаря «Болашаку», – говорит преподающий за символическую плату уже год в двух университетах экономику и госуправление Асылбек. – Поверьте, нам есть чем делиться. Лично мне преподавали пять лауреатов Нобелевской премии, к нам приезжали делиться опытом руководители таких концернов, как Феррари, Фиат…
– Завидую. А на кого в основном учатся стипендиаты?
– В основном это специалисты нефтегаза, IT-шники, управленцы, финансисты.
– Художников, поэтов и людей прочих романтических профессий среди болашакеров нет?
– Нет, – смеются ребята. – Хотя есть дизайнеры, архитекторы. Но в Атырау их нет, просто они бы не нашли себе здесь применения. Здесь нет дизайнерских контор. А из уникальных есть, например, болашакер Мария Мудряк, которая поёт в Ла Скала, она училась в Италии в то же время, что и мы. Так что исключительные таланты тоже поддерживаются этой стипендией.
МОРЕ ПРОЕКТОВ
– Презентации, планы развития выглядят вдохновляюще, но многие, и я в том числе, любят конкретику.
– Сейчас мы разрабатываем инвестиционный бизнес-портал, на котором хотим объединить бизнес, власть и аналитику. Сами будем заниматься его контентом.
Есть ещё направление – повышение уровня обслуживания в Атырау: начиная с автомойки и заканчивая супермаркетом у нас нигде нормально с клиентом не работают. Наша ментальность и наш сервис, точней его отсутствие, это притча во языцех для всего Казахстана. Но это поправимо. Это вопросы менеджмента, работа с сотрудниками. Объять необъятное, конечно, невозможно, но наши девчонки хотят проводить в заинтересованных в этом организациях обучающие тренинги.
Также мы имеем договоренности о проведении тренингов на базе двух наших университетов по персональному росту для выпускников вузов. Мы хотим учить ребят, как проходить собеседование, составлять резюме. Ректоры АГУ и АИНиГ готовы предоставить помещения для таких занятий. Они вообще очень хорошо нас принимают и готовы к сотрудничеству.
Помимо обучения молодежи у нас девочки социальные проекты разрабатывают для детей-сирот, из малоимущих семей.
22 сентября мы запускаем социальный проект «Кемел-Атырау». Раз в неделю (поскольку мы все работающие люди) наши ребята будут ходить в детдома, школы и преподавать английский или развивать лидерские качества. Будем также бесплатно проводить бизнес-консалтинг для начинающих предпринимателей: составление бизнес-планов, маркетинговых и финансовых планов, корпоративное управление, внедрение управления системами качества, IT-консалтинг…
– Я была на сайте ассоциации «Болашак». Слова такие все серьёзные: «консолидация, формирование, миссия…». Среди активистов движения есть представители высших эшелонов власти: аппарата президента, политические фигуры уровня замакимов областей, руководителей подразделений «Самрук-Казына»…
– Да, среди тех, кто выучился по «Болашаку», много заметных фигур. Однозначно, это социальный лифт, но преемственность поколений это нормальная практика во всем мире. Мы считаем, что получили хорошее образование и можем быть полезными стране. Болашакеры – это те, кто через десяток-другой лет будут формировать страну, займут основные позиции.
Они часто используют в своей речи слово «патриотизм» и оборот «служение стране». Ирония судьбы – услышанные именно из их уст эти слова у многих вызвали бы усмешку.
– А как заманить болашакера на госслужбу? Вы бы лично сейчас пошли служить стране бюджетником?
– Возможно, лет в 40, когда наберёмся опыта. А вообще мы считаем, чтобы привлечь толковых людей к госслужбе, надо пересмотреть действующую систему мотивации. Причём помимо материальных стимулов можно ввести какие-то социальные льготы.
«ЭТО НАША СТРАНА»
– К вам в обществе неоднозначное отношение, наверняка «мажоры» – это самое мягкое из того, что говорят о вас за глаза некоторые, а многие называют предателями – за то, что некоторые остались после учебы за границей.
– Да, нам это знакомо. Мы сами родом из обычных, средних атырауских семей, с нами учились ребята из аулов, сироты… «Мажоров» я встречал среди болашаковцев не так уж часто, – говорит Рустам.
– А вот насчёт непатриотизма – это как раз-таки зря, – горячо продолжает Асылбек. – Я вообще заметил: оказывается, когда учишься вдали от дома, сам того не замечая, становишься патриотом. Когда туда приезжаешь, такой волной любви к родине накрывает, хочется скорей отучиться и что-то сделать для неё. Каждый из нас неплохо устроен, хорошо зарабатывает, но реально этого недостаточно уже. Есть желание внести свой вклад в становление страны, в развитие гражданского общества. Мы двигаем социальные программы, преподаем – мы ничего с этого не имеем, основная цель – внести свою лепту в развитие общества. Если не мы, то кто?
Конечно, в семье не без урода, всегда найдется такой, который воспользуется любой возможностью, чтобы «свалить». Но чаще это было на начальных этапах, потому что государство не прописало условий, действующих сейчас.
– Получается, что если бы государство не поставило условие – платить добром за оказанное добро, стипендиаты так и слали бы «привет стране»?
– Сейчас идёт явный обратный тренд – все хотят вернуться и возвращаются, – говорит Рустам. – В комнате каждого болашакера висит государственный флаг, это я вам точно скажу.
– Я вообще с флагом не расставался даже в поездках, таскал его с собой и на себе по всей Европе, – смеясь, говорит Асылбек.
– Но патриотизм не исключает критического отношения – надо трезво смотреть на вещи, – добавляет Рустам. – Ведь все познается в сравнении, начинаешь понимать – что-то не так, надо что-то делать. Ведь отстаем, что скрывать. Хочется, чтобы родные жили в лучшем обществе.
– А не хочется собрать родных и близких в охапку и умотать туда, где уже хорошо?
– Нет-нет. Это, во-первых, наша страна, а во-вторых, там нам делать нечего, в этой солянке мы – никто. Это здесь сейчас есть востребованность в нас, реальные условия для реализации.
По себе видим, что мы как сила, как свежая кровь, как движение молодых экспертов, профессионалов уже нужны нашей стране. Наша ассоциация на разных уровнях сотрудничает с властью – в Астане это особенно заметно, но и в Атырау местные власти прислушиваются к нашим оценкам и готовы сотрудничать с нами.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора
Это шуточное обращение к выпускникам «Болашака» гуляет в Сети, вызывая массу дебатов.
БОЛАШАКЕРЫ, ДЕТИ МОИ!
Когда будете учиться за рубежом (без разницы, в США, в Англии или в Шенгене), не забывайте, что учитесь вы на государственные деньги. Когда будете покупать очередной айфон на государственную стипендию или выкладывать в ФБ фотки из очередного евротура, не забывайте, что это деньги простых налогоплательщиков. Вспомните лица разнорабочего со стройки, грузчика из магазина, официантки из ресторана или кассирши из супермаркета. Все они из своей мизерной зарплаты (30-60 тысяч тенге) платят 10% ИПН в госбюджет. Конечно, вы умнее их и целеустремленней, но чем выше положение, тем больше ответственность. Это не дело кайфовать за чужой счет, когда твои сородичи ели сводят концы с концами.
Так что учитесь, получайте знания, становитесь хорошими спецами, поменьше кайфуйте, не курите травку, возвращайтесь, чтобы поднять с колен Казахстан. Будьте воинами Казахстана!
Или, на крайняк, когда вернётесь, пожалуйста, не надо ходить с кислыми рожами и направо-налево всем трындеть, как в Казахстане всё ужасно и как в Европе всё замечательно.