Атырау, 1 октября 16:34
 ясноВ Атырау +17
$ 481.19
€ 538.45
₽ 5.18

«Выпьют – зовут скорую, просто поссорятся – тоже». Фельдшеры – о проблемах неотложки

646 просмотров

Врачи жалуются на множество необоснованных вызовов скорой в Казахстане, сообщает Vkurse.kz.

- Я несколько лет назад переехала из России в Казахстан. Устроилась на работу. Конечно, несколько раз я заболевала. Так, по мелочи – температура, кашель. И меня всегда удивляло, что все коллеги и знакомые-казахстанцы мне настойчиво советовали вызвать скорую помощь. А я каждый раз была в недоумении. Зачем скорую? Разве я умираю? Лишь несколько месяцев назад узнала, что здесь к вызову кареты скорой помощи относятся совсем по-другому. Звонят «по любому чиху». Удивительно, как здесь фельдшеров хватает, чтобы на все вызовы, включая по-настоящему серьезные, успевать.

В России все иначе. Если температура тела при недомогании ниже 38 градусов – будь добр на собственных ногах идти в поликлинику. Если выше – можно вызвать участкового врача на дом. И ждать столько, сколько потребуется, пока медик до тебя доберется. Скорую вызывают, только если чувствуют, что конец близок. И обычно за этим следует госпитализация. У меня однажды три дня был отек Квинке. Это такая аллергическая реакция, когда лицо и горло опухают. Четыре раза опухала настолько, что начинала задыхаться. Тогда и вызывала скорую. Все четыре раза предлагали поехать в больницу, но мне очень не хотелось. Подписывала отказ от госпитализации, а фельдшеры кололи быстродействующий препарат, от него через считанные секунды восстанавливалось дыхание.

Обычно граждане понимают, что, вызывая скорую без необходимости, они могут перегрузить машины и фельдшеров и лишить возможности получить помощь врачей кого-то, кто срочно в ней нуждается. Но в Казахстане все иначе, - говорит Екатерина, релокант из РФ.

Алматинка Айжан, улыбаясь, признается, что часто вызывает себе скорую при недомогании.

«Честно говоря, я время от времени вызываю карету скорой, когда у меня болит живот при критических днях, а дома заканчиваются обезболивающие таблетки. Самой в аптеку при болях в животе идти не хочется, а фельдшеры всегда приезжают с лекарствами», - рассказывает девушка.

Казахстанские врачи и фельдшеры рассказали корреспонденту Vkurse.kz, в чем плюсы и минусы действующей в стране системы вызова скорой помощи, почему фельдшерам приходится выезжать на ложные вызовы, и как можно реформировать нынешнее положение дел.

Необоснованные вызовы скорой

Выездной фельдшер бригады скорой помощи Виорел Садыков работает уже 16 лет.

«Очень много бывает необоснованных вызывов, когда приезжаешь, а там просят написать рецепт или расписать план лечения. А мы этого не делаем, это входит в компетенцию участкового врача. Либо просят выполнить назначения участкового врача (сделать укол, поставить систему). Также очень много вызовов, где мы вообще не нужны. Например, лопнула мозоль на ноге, укусил клоп, порезал палец, сломал ноготь – и таких вызовов очень много! А ведь в этот момент кто-то действительно нуждается в нашей помощи, и из-за этого зачастую нас не дожидаются», - посетовал медик.

Он также отметил, что есть граждане «похитрее». Например, кто-то решил не идти на работу или пропустить учебу. Порой такие люди вызывают скорую помощь «ради написания им сигнального листа».

«Часто вызывают, когда месячные пошли, особенно часто в возрасте от 16 до 25 лет. Система штрафов, я думаю, исправила бы ситуацию, особенно если этому придать огласку. Народ тогда, я думаю, перестал бы просто так вызывать скорую помощь», - предположил Садыков.

С коллегой во многом согласен фельдшер Ернур. Мужчина работает уже пять лет.

«У нас на работе очень много сложностей: огромное количество вызовов, иногда даже нет времени на то, чтобы за сутки поесть. В биксе (стерилизационный контейнер – ред.) порой заканчиваются лекарства. Чтобы его заполнить, нужно пройти на станцию, куда иногда не пропускают», - рассказал он.

По его словам, бригады, у которых много вызовов, «не успевают их отрабатывать».

«Иногда вызовы, а значит и люди, могут ждать по 2-3 часа. Поэтому, когда мы приезжаем на место, часто сталкиваемся с людской агрессией (ругаются ненормативной лексикой, иногда и руку поднимают). Мы пытаемся смотреть на это с пониманием, хотим избежать скандалов, потому что часто бригады ходят по одному человеку. Сотрудник может бояться: вдруг там будет наркоман, алкоголик или человек с психучета», - перечислил медик.

Он отметил, что были случаи, «когда на некоторых девушек-фельдшеров наставляли пистолет, угрожали и поднимали руку, угрожали ножом».

«Поэтому наши сотрудники боятся, особенно девушкам тяжело приходится. Поэтому нужно увеличить число бригад и сделать так, чтобы ездили два фельдшера вместе. В этом случае качество работы и помощи с нашей стороны улучшилось бы, и было бы меньше угрозы для фельдшеров», - предложил он.

Ернур также подтвердил, что «ложных вызовов очень много».

«Выпьют и подерутся: зовут скорую, просто поссорятся: зовут скорую», - посетовал он.

Инициатива Минздрава

На днях стало известно, что сотрудники Министерства здравоохранения разместилина портале «Открытые НПА» проект, согласно которому скорая помощь не будет обслуживать всех пациентов круглосуточно, так как «это нерентабельно».

Согласно документу, в ведомстве решили разделить звонки диспетчерам неотложки на 4 категории срочности. Первый – когда есть угроза жизни, второй – когда есть потенциальная угроза жизни, третий – когда есть потенциальная угроза здоровью, а четвертый – когда угрозы жизни и здоровью нет.

И на вызовы четвертой категории предлагается выезжать не круглосуточно, лишь с 8 утра до 18 вечера в будни, с 8 до 12 – в субботу и вообще не выезжать в воскресенье.

Однако вскоре официальный представитель Министерства здравоохранения РК Айгерим Уразалиева в Telegram-канале ведомства заявила, что все не так поняли идею нововведения. Что в работе скорой ничего не поменяется.

«Как и прежде, позвонив по номеру 103, все пациенты получат медицинскую помощь в полном объеме, независимо от категории вызова. В то же время, для улучшения оперативности, к обслуживанию вызовов IV категории срочности в рабочее время будут привлекаться мобильные бригады первичной медико-санитарной помощи», - сказала она.

По ее словам, в вечернее и ночное время, а также в выходные дни все категории вызовов будут обслуживать бригады скорой помощи.

«Таким образом, для граждан ничего не поменяется, ни один вызов не останется без внимания, а оперативность и качество обслуживания пациентов только улучшится», - заключила представительница министерства.

«Преждевременная инициатива»

Врач и глава ОЮЛ «Денсаулық» Бахыт Туменова считает инициативу Минздрава, размещенную на портале «Открытые НПА», «на сегодняшний день преждевременной». По ее словам, службу скорой помощи, безусловно, надо разгружать, но не путем нарушения права граждан на здоровье.

Медик отметила, что представители старшего поколения часто критикуют нынешнюю систему здравоохранения, сравнивая ее с «бесплатной» и всем доступной советской. Но на самом деле бесплатными медицинские услуги   никогда не были и быть не могут. Согласно данным врача, в советское время вся медицина содержалась за счет бюджета, и объем финансирования составлял в среднем 6% от ВВП. На заре независимости в РК выделенные на медицину средства составляли 4% от ВВП. В наши дни в Казахстане они не дотягивают до 3%, в то время как в развитых странах расходы на здравоохранение достигают 9 % от ВВП, а в США -  15-17%. 

«На мой взгляд, авторы проекта решили сэкономить и разгрузить службу скорой помощи, существенно сократив выезды в воскресные дни. Причем за счет самых слабых и беззащитных пациентов, которые как раз чаще всего болеют хроническими болезнями и, соответственно, чаще других обращаются за помощью в скорую. Это лица пожилого возраста, инвалиды по болезням и хронические больные», - сказала Туменова.

Она подчеркнула, что разгрузить скорую за счет этой категории больных можно только в случае, если обучить их самостоятельно управлять своими болезнями по программе снижения вреда.

«Предположим, у пожилого человека ишемическая болезнь сердца. Он постоянно должен наблюдаться у своего участкового врача на уровне амбулаторной службы. И при необходимости консультироваться по направлению своего амбулаторного врача у узкого специалиста. Если этому пациенту рассказать о его болезни, доходчиво объяснить, что делать при обострении заболевания, когда у него, предположим, внезапно поднимется или падет артериальное давление, тогда он будет знать, как можно самому себе оказывать помощь в случае необходимости. Например, какие лекарства выпить в первую очередь, что делать во вторую очередь, при каких признаках надо вызывать скорую», - рассказала медик.

По ее словам, также можно обучить пациента превентивным мерам. Объяснить, какой образ жизни нужно вести при данном заболевании, помочь выбрать оптимальную диету, разъяснить необходимость физической активности, замены вредных привычек на более безопасное поведение, рассказать о поведенческих факторах риска и о снижении вреда от нездоровых привычек.

«Плохо, что ничего не поменяется»

Туменова уверена, что к пока к инициативе Минздрава не готовы ни врачи амбулаторной службы, ни сами пациенты.

«Это при том, что в Минздраве принята Программа управления заболеванием (ПУЗ), которую прикрепленный врач должен разработать индивидуально для каждого пациента с тем или иным хроническим неинфекционным заболеванием (ишемическая болезнь сердца, рак, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких и т.д). Остается только сожалеть, что в реальности хорошая сама по себе идея ПУЗ погрязла и растворилась в порочной практике приписок в электронной базе пациентов, которую выявила недавняя проверка», - констатировала врач.

Она также посетовала, что, согласно заявлению официального представителя ведомства, «в работе скорой ничего не поменяется».

«Вот это и плохо, что ничего не поменяется. Потому что проблем в службе скорой помощи много. И эти проблемы связаны, прежде всего, со слабой работой первичного звена медицинской помощи и низким качеством профилактической работы с пациентами», - пояснила собеседница Vkurse.kz.

Она также сослалась на данные ВОЗ, согласно которым здоровье человека только на 10% зависит от системы медицинских услуг. На 20% - от генетики, еще 20% приходятся на экологию, а целых 50% - от образа жизни.

«То есть здоровье человека находится в его собственных руках и зависит не столько от медицинских работников, сколько от него самого. На конференции ВОЗ, посвященной 40-летию Алматинской Декларации по ПМСП, состоявшейся в Астане в 2018 году, была принята Астанинская Декларация, в которой красной линией обозначена стратегия развития ПМСП. Документ провозглашал главной задачей сохранение здоровья здорового человека. Это означает, что профилактика болезней приобретает приоритетное значение. Это также означает то, что человек сам должен взять на себя ответственность за свое здоровье, должен научиться управлять своим здоровьем. А медицинские работники должны ему в этом помочь, научить. Интересно, еще Авиценна говорил своим пациентам: “Нас трое: ты, я и болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит”.  А по отношению к тем, кто уже болен, нужно применять подход, основанный на снижении вреда», - заметила Туменова.

По ее мнению, на этих условиях «первичка» будет «крепкой и качественной».

«Тогда будет меньше операций, меньше необходимости пересадок органов, меньше хроников, меньше нагрузка на скорую: сама собой будет налажена экономия средств. Деньги нужно отправить на профилактику, на управление своим здоровьем, чтобы не было тяжелых случаев, и экономия шла за счет дорогостоящей стационарной службы, в которой пациенты будут нуждаться все меньше и меньше», - заключила врач.

Она также пожелала «крепкого здоровья всем казахстанцам – и пациентам, и врачам» - от имени Национальной Ассоциации по снижению вреда от факторов риска неинфекционных заболеваний человека «Денсаулык».

Сегодня, 14:30

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.