Атырау, 11 января 11:12
 ясноВ Атырау +1
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Чумовая работа

7 383 просмотра

У работников Атырауской противочумной станции сейчас горячая пора. Мобильные группы отправились на ежегодную сезонную охоту за чумовыми блохами и заражёнными грызунами. С 2004-го на территории области возбудитель чумы не выявлялся. Но расслабляться нельзя, считают специалисты.

Первая вспышка этой страшной болезни в нашем регионе произошла в Косшагыле в 1904 году, тогда умерло 415 человек. Всего с 1904 по 1997 гг. на территории Атырауской области было зафиксировано более 400 вспышек. И если вначале они носили массовый характер, то в последние десятилетия дело ограничивалось, как правило, единичными случаями – именно благодаря своевременной локализации очагов.

Атырауская противочумная станция была открыта в 1939 году. Сегодня в её подчинении три противочумных отделения – в Ганюшкино, Махамбете и Кульсары. Кроме того, ежегодно выставляется пять сезонных противоэпидемических отрядов – Ново-Уштоганский, Исатайский, Индерский, Карабауский, Искинский.

СТЕПНЫЕ ЗАСТАВЫ

Носителями чумы в нашем регионе являются степные грызуны – большая и малая песчанки, а переносчиками – блохи, способные заражать не только своих «хозяев», но и домашних животных, и человека.

– Работники противочумной станции ежегодно проводят сезонный мониторинг. Исследуем не только грызунов и блох на наличие в их организме чумного микроба, но и населённые пункты, расположенные близ природных очагов чумы. Например, краснохвостые песчанки тяготеют к жилью человека, а значит, потенциально несут угрозу. Мы должны исключить любые риски, – говорит директор Атырауской противочумной станции Григорий СКЛЯРЕНКО.

Бойцы противоэпидемических отрядов наблюдают в степи за численностью грызунов, их поселениями, доставляя полевой материал – отловленных грызунов и блох – в лаборатории противочумной станции.

В ЛАБОРАТОРИЮ – В КОСЫНКЕ И МАСКЕ

– Малюсенькое тельце блохи вскрывается под микроскопом для определения физиологического возраста. Полученные данные помогают в прогнозе их численности, – говорит наш гид по противочумной станции, заведующий лабораторией эпизоотологии и профилактики Фёдор САРАЕВ (на снимке).

Кстати, здесь накоплена уникальная коллекция блох, начатая ещё 60 лет назад. Точное число их видов сами паразитологи затрудняются назвать.

Бактериологическая лаборатория делится на «чистый» и «заразный» блоки.

– Исследования проводятся в заразном блоке, так как любой доставленный сюда грызун или блоха потенциально опасны, – рассказывает заведующая лабораторией Моника ТАСИМОВА.– Допуск туда имеют лишь специалисты, прошедшие инструктаж. Они надевают противочумный костюм – это такая специальная пижама, халат, косынка из хлопчатобумажной ткани, обувь, маска, очки, перчатки.

Кровь грызунов, доставленных с поля в бязевых мешочках, отправляется на серологическое исследование для определения в ней антигенов и антител к чумному микробу. Исследованиям подвергаются и внутренние органы животных. Для проведения всех необходимых анализов в лаборатории имеется музей живых культур. Здесь в холодильниках в пробирках хранятся отсеянные музейные штаммы опасных бактерий и микробов.

Известнейшей эпидемией является так называемая «Юстинианова чума» (551-580 гг.), которая возникла в Восточной Римской империи и охватила весь Ближний Восток. От неё умерли более 20 млн человек. Последней крупной эпидемией чумы стала эпидемия в Маньчжурии в 1910-1911 гг., унёсшая жизни 100 тысяч человек. За всю историю от чумы умерло почти 150 миллионов человек.

Помимо бактериологических исследований проводятся биологические. Высеянной из органов исследуемых грызунов эмульсией заражают мышей и морских свинок, которых специально выращивают в питомнике, затем кровь и органы подопытных подвергаются тщательному исследованию. Жалко мышек, да и свинок, но что поделаешь. Надо.

– В случае выявления в исследуемом материале чумного микроба мы в срочном порядке обрабатываем территории обитания грызунов специальными средствами, которые уничтожают блох. О риске заражения информируем медиков и население, – рассказывает Ф. Сараев. – Последний раз случай заболевания человека чумой в Атырауской области был зафиксирован в 1997 году. Благодаря оперативным действиям больного спасли, и удалось не допустить дальнейшего распространения заразы.

ГДЕ ОНА ЗАТАИЛАСЬ?

Работники станции обеспокоены… отсутствием в последние годы случаев выявления возбудителей чумы.

– Лучше, чтобы она выявлялась и чтобы мы принимали соответствующие меры, – говорит Г. Скляренко. – Затаившийся враг опасен вдвойне, потому что не знаешь, откуда и когда он нападёт.

Местные специалисты, пытаясь выяснить причину эпизоотического затишья, обратились к метеорологическим сводкам. По многолетним данным гидрометеослужбы, в последнее десятилетие увеличился период среднемесячных положительных (выше нуля) температур, который теперь длится с марта по ноябрь. Помимо температурного режима в регионе изменился и режим выпадения осадков – если раньше наименьшее их количество приходилось на весну и осень, а наибольшее – на зиму и лето, то теперь наоборот. Не вдаваясь в подробности – эти факторы заметно уменьшили численность носителей и переносчиков чумы.

Природные очаги чумы занимают 39% территории Казахстана. На территории Атырауской области, которая считается потенциально заражённой чумой, располагаются пять природных очагов. Из них наибольшую площадь занимают три: Волго-Уральский, Урало-Эмбинский и Предустюртский. Эпизоотию чумы среди грызунов в наших краях официально начали регистрировать с 1913 года.

Вместе с тем мои собеседники не исключают в будущем активизацию очагов после длительного затишья. К примеру, в Мангистауской области чума «дремала» 18 лет, а в последние годы дала о себе знать в виде острой разлитой эпизоотии среди больших песчанок.

ТРИ ХОЛЕРЫ, ДВЕ ЧУМЫ. И НЕ ТОЛЬКО

Специалисты Атырауской противочумной станции занимаются выявлением и профилактикой не только чумы, но и ряда других опасных инфекций. Весной при прогревании воды в водоёмах до 16 градусов начинаются исследования на холерный вибрион. Отслеживается ситуация по туляремии, бруцеллёзу, сибирской язве, Конго-крымской лихорадке, пятнистой лихорадке. И если с чумой и холерой наши специалисты, что называется, на «ты», то над исследованием возбудителей некоторых других заболеваний им ещё предстоит потрудиться.

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

17 мая 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.