Там, где нас нет, весной цветёт сакура и поют жаворонки. К нам же с капелью жалуют не самые приятные гости – мрачный дядя Отамалы, пять всегда нежданных кунаков, Куралай… Вся эта погодная гоп-компания зовётся у казахов многозначным словом «амал».
Стоит в марте подуть сильней обычного ветру, как коренной любой национальности скажет, прищурив глаз от пыли: «Бескунаки что ли уже?..» Мы путаемся в названиях, датах, признаках этого сугубо нашего, очень специфичного погодного явления, и только глубокие старики знают, что каждый гость, пусть и кажется нежданным, приходит в своё время. Причем и те уже не те – несколько здравствующих аксакалов в возрастной группе «до 80» в ответ на мои расспросы лишь развели руками.
По крупицам и по паре слов собралась история весеннего амала, но самую большую помощь оказала 80-летняя Кунайна ажей, знатный библиотекарь, которая на свою память уже не полагаясь, разыскала в своих бумажных анналах газетную вырезку 13-летней давности об особенностях нашей погоды, которую она до сих пор хранит, как сама призналась «не знаю зачем» (сказывается профессиональная школа). Автор статьи – ныне уже покойный ветеран войны и труда Саткан ЕСЕНГАЛИЕВ.
НАРОДНЫЙ ГИДРОМЕТ
Приведу выдержку из этого добросовестного исследования: «За семьдесят с лишним лет своей жизни я побывал по долгу службы в разных местах. Не раз приходилось встречаться и с сельскими жителями. Услышанные от одного из них сведения о ежегодно повторяющихся на нашей земле погодных явлениях я занёс в свою записную книжку. Местное население дало им общее название амал (жыл амалдары), и у каждого из них есть своё название. Казахи указали приблизительное время их прихода. Кроме того, по старому календарю между месяцами (по новому календарю 13-14 числа каждого месяца) наступал период алара, когда ожидалось очередное изменение погоды. Поэтому в этот период времени необходимо было быть очень осторожным и быть готовым к любым капризам погоды.
Обо всем этом я советовался с несколькими аксакалами и чабанами, просил проверить правильность записанных мной сведений. Все они отозвались положительно.
Несмотря на то, что в настоящее время прогноз погоды регулярно передаётся в газетах, по радио и телевидению, мне бы хотелось предложить молодому поколению идущие ещё от наших предков достоверные сведения о погоде.
Вот как они сменяют друг друга с начала года:
1. Наурыз Казбека (Қазбек наурызы) – наступает 23 февраля. Считается, что если мышь, выбравшись на поверхность земли, нырнёт в подземную нору снова, то суровая зима ещё в силе. Поговаривают, что в этот период начинает оживать сорная трава.
2. Белый снежок Наурыза (Наурыздың ақша қары) выпадает примерно 10-15 марта. По старому календарю это начало Нового года. В древности его отмечали как праздник «Наурыз-айт». И в наше время люди по-прежнему воспринимают его как Новый год.
3. Отамалы – приблизительно 22-27 марта. В этот период погода очень переменчива. Отамалы как бы венчает собой конец зимы. Иногда его называют ещё русским «чёрным Иваном».
4. Бескунак (Бесқонақ) – с 10 по 20 апреля. По старому календарю пять дней старого месяца и пять дней нового составляют вместе 10 дней. Поэтому иначе его называют пять старых, пять новых (бес ескі, бес жаңа). В народе бытует легенда, согласно которой пять беззаботных гостей, посчитав, что весна уже пришла, вышли из-за дастархана погулять в пригретой солнцем степи. Но внезапно подул холодный ветер и ударил мороз, и они замёрзли.
После ветров Бескунака приходит Каратамак, Саршыбык торгай.
5. Куралай (Құралай) приходит где-то 28 мая. Это время, когда сайгаки выводят своё потомство. Отсюда вышло умилительно-ласкательное выражение: словно детёныш сайгака (киіктің құралайындай)».
СТЕПНЫЕ ПРИЛИЧИЯ
Но в других источниках, например, в изданной в Алма-Ате много десятков лет назад книге «Халык астрономиясы», сроки весенних амалов несколько отличаются от тех, что названы в статье Саткана Есенгалиева. Хотя пытаться уложить погоду в рамки – занятие неблагодарное и обречённое на неудачу, поэтому значительно интересней легенды и наблюдения, связанные с тем или иным явлением амала.
Как рассказала мне 74-летняя Нина ажей, Отамалы это имя незадачливого пастуха, который обманулся теплом, слишком рано выгнал вопреки предупреждениям скот на пастбище и поплатился за это: погода неожиданно изменилась и все самки в отаре потеряли детёнышей.
– Отамалы приходится на конец марта, в эти дни погода очень переменчивая, возможен буран, дождь, который может смениться крупным снегом хлопьями, у такого в казахском даже есть специальное название – кус канаты (крылья птиц). Это начало амала, дня два. А Куралай – это сильный ветер между 14 и 16 мая. Готовые к окоту самки в это время бегут против ветра до изнеможения, и лишь тогда могут разродиться детёнышем. Любое существо женского пола во время схваток мучается. Нынче роженицы громко кричат и плачут, а прежде казашки могли только кусать многажды сложенный уголок платка, стоя на коленях – кричать было неприлично. А самки сайгаков, как и много веков назад, продолжают изводить себя сопротивлением ветру и только так способны родить.
Словом, амал это то, с чем нужно смириться и перетерпеть – недаром в другом значении омоним «амал» используется со словом «жок» – амал жок, говорят казахи, когда подчеркивают, что иного выхода нет.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА