30 сентября на пленарном заседании Мажилиса РК обсуждался Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников. Депутаты задали вопросы министру экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали БРЕКЕШЕВУ.
Ирина УНЖАКОВА:
– Каким образом в мероприятия по защите Каспийского моря будет вовлечена общественность?
– Роль общественности в принятии экологических решений растет. Эта роль также закреплена в новом Экологическом кодексе, принятом в январе нынешнего года. По всем проектам на Каспии уполномоченный государственный орган в обязательном порядке должен размещать информацию на своем веб-сайте. Казахстанцы будут иметь полный доступ к этой информации не только для ознакомления, но и для того, чтобы представить свои замечания и предложения, которые в обязательном порядке будут учтены.
Мухтар ЕРМАН:
– Каким образом определяются «горячие точки» по экологии? Какие «горячие точки» определены в казахстанском секторе Каспийского моря?
– Согласно протоколу «горячими точками» определены источники воздействия в самом море и на прибрежных территориях. Их перечень обновляется раз два года.
К «горячим точкам» в казахстанском секторе Каспийского моря относятся, к примеру, по Атырауской области компании NCOC, «Исатай Оперейтинг Компани», по Мангистауской – «Бузачи нефть», «Меруерт Оперейтинг» «Женис Оперейтинг», ERSAI, порт Курык, Актауский морской торговый порт.
Артур ПЛАТОНОВ:
– Кем и с какой с периодичностью проводится оценка состояния морской среды? И приведите примеры загрязнений в море из наземных источников, нанесших значительный экологический ущерб в последние годы.
– В соответствии с протоколом и новым Экологическим кодексом оценку состояния морской среды и прибрежных регионов осуществляет РГП «Казгидромет». У них имеется 28 контрольных точек, на которых проводится мониторинг качества воды. Проверяются также донные отложения и радиационный фон. Кроме того, сами недропользователи проводят мониторинг и экологическую оценку в местах проведения производственных операций. Сейчас компания NCOC разрабатывает так называемую «карту экологической чувствительности» казахстанского сектора Каспийского моря, в которой среди прочего предусмотрены меры по недопущению аварий.
До сегодня крупных аварий, которые повлекли бы разлив нефти, в море не было – за исключением случая, который был допущен компанией «Актауский морской северный порт». Это произошло в апреле нынешнего года. По данному факту была проведена проверка, на предприятие наложен административный штраф, предъявлены претензии на возмещение ущерба. Компания провела мероприятия по ликвидации последствий и восстановлению окружающей среды.
Зульфия СУЛЕЙМЕНОВА:
– Согласно статье 4 Протокола при ликвидации последствий аварий или других случаев негативного воздействии на морскую среду должен применяться принцип «загрязнитель платит» Как определяется размер экологического ущерба, каков механизм его возмещения? И в каких случаях тратятся бюджетные средства?
– Принцип «Загрязнитель платит» закреплен в новом Экологическом кодексе. Механизм возмещения ущерба определяется согласно законодательству, а именно нашим министерством по утвержденной методике ремедиации. На виновного возлагается материальная ответственность за полное восстановление изначальных показателей воды и полное возмещение причинённого ущерба. Бюджетные деньги используются в том случае, когда виновник не установлен.
Подготовила Айнур САПАРОВА