Атырау, 29 марта 05:19
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Вокруг запрета на морской лов ставными сетями разгорается скандал

8 777 просмотров
Фото из архива "АЖ"

Из-за запрета на использование ставных сетей рыбаки Атырауской области отказываются выходить в море. Лимит на вылов рыб частиковых пород в регионе толком не осваивается.  

Напомним, в конце лета профильные ведомства объявили о круглогодичном запрете на лов рыбы в Каспийском море ставными сетями. Принятые меры объясняются, в частности, тем, что рыбаки не соблюдают Правила использования водного пространства в акватории Атырауской области – это необходимость удалиться от устья реки Урал на 50 километров, достигнув трехметровой глубины. А главное, ловля ставными сетями смертельна для краснокнижных тюленей с осетровыми. Запутываясь в сетях, они неизбежно погибают.

В качестве альтернативы рыбакам разрешили пользоваться вентерями. Это орудие лова, в отличие от сетей, не губительно для особо охраняемых представителей ихтиофауны. И если осетр или тюлень в них попадется, то предполагается, что рыбаки будут отпускать их на волю.

Нововведение вызвало возмущение у части атырауских рыбаков. 13 августа несколько десятков жителей поселка Дамба вышли на акцию протеста к поселковому акимату. Это люди, которые осуществляют лов в Каспийском море и сдают рыбу местным кооперативам. Одновременно «по-тихому» прошли собрания в ряде рыболовецких предприятий (ТОО «Долгий-1», ТОО «Абылай-хан», КХ «Сарсенбаева» и ПК «Ракуша»), коллективы которых тоже высказали категорическое несогласие с запретом.

Рыбаки заявили о том, что уже понесли крупные финансовые затраты, закупив, как обычно, новые сети, а также о невозможности использовать альтернативные орудия лова из-за отсутствия навыков и целого ряда природных факторов.

В ответ местные власти выступили, как это у них говорится, с «разъяснением норм законодательства» и пообещали донести чаяния рыбаков до столичного начальства.

 

ПРИ СОЮЗЕ УЖЕ ЗАПРЕЩАЛИ

Между тем 1 сентября началась осенняя путина, и, как выяснилось, часть рыболовецких предприятий (всего по Атырауской области их 19) попросту простаивает.

Сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения на видеоконференции с участием представителей Комитета рыбного хозяйства, облакимата, «Ассоциации рыбных хозяйств – BD» и самих природопользователей. Мероприятие организовала Национальная палата предпринимателей «Атамекен».

– В данное время почти все природопользователи Курмангазинского района выходят в море. Из остальных – только единицы. Приемные пункты стоят. Я вчера там проезжала по работе и рыбаков, осуществляющих промысловое рыболовство, не замечала. Мотивируют тем, что не умеют пользоваться вентерями, – сообщила присутствующим заместитель руководителя Жайык-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Маншук ТЕМЕШЕВА.

В целом оппоненты протестующей части рыбацкого сообщества в лице представителей госорганов били, главным образом, на то, что принятое решение имеет научное обоснование. Рекомендации к запрету разработало ТОО «Казэкопроект». Научные исследования проводились по всей акватории казахстанского сектора Каспийского моря в апреле-ноябре 2020 года, на что, к слову, было потрачено 37,5 млн тенге. Кроме того, как заверили чиновники, с проектом запрета загодя дали возможность ознакомиться всем заинтересованным сторонам, включая «Атамекен» и «Ассоциацию рыбных хозяйств - BD», и якобы никто не был против.

– Проект получил положительное заключение экологической экспертизы, прошел все законодательные ступени. Это вынужденный шаг, направленный на сохранение численности осетровых и каспийского тюленя. Аналогичный запрет существовал 35-40 лет назад, напомнил руководитель управления охраны рыбных ресурсов и регулирования рыболовства Арман УТЕПОВ. – Теперь природопользователи разделились. Есть те, которые вкладываются, расширяют производство, понимают, что завтра может быть хуже. Я к тому, что надо модернизироваться, приобретать морские суда, переоснащаться. А что касается отсутствия навыков, то можно же научиться.

 

«СУДА ЕСТЬ – ВОДЫ НЕТ!»

Выступившие затем представители рыбацких хозяйств привели свои доводы. По их мнению, вентерный лов за пределами 50-километровой зоны (на глубине) нецелесообразен, так как орудия лова просто снесут постоянные каспийские ветра. Да и небезопасно рыбакам заплывать столь далеко на их утлых бударах. Исключение составляет Курмангазинский район, где рыбаки уже много десятилетий ловят именно вентерями (способствуют природные условия), поэтому запрет на их работе никак не отразился.

– Вы когда законы принимаете, немножко не думаете. О каком приобретении морских судов идет речь? Вы знаете, что море мелеет? Судно если и выйдет, то потом несколько дней обратно зайти не может. Уже сентябрь заканчивается, а наши рыбаки до сих пор не приступили к работе. Как будем осваивать лимит – мы не знаем, сказала представитель ТОО «Абылай-хан» Анель КУШАЛИЕВА. – Ситуация очень плохая. Сейчас даже на рынках почти не сыскать свежей рыбы. А теперь она и еще подорожает.

Коллегу эмоционально поддержал учредитель ТОО «Долгий-1» Александр КОЛУЗАНОВ.

– У меня 27 будар, коллектив свыше 200 человек. Ребята не хотят идти в море, и я их не заставляю. Лодки перевернутся, люди погибнут, кто будет кормить их семьи? У меня есть и речные, и морские суда – воды нет! Всё мелеет. Отмените ваши эти приказы. Мы уже два часа сидим, а ничего не решили. Пустая болтовня!

 

У СОСЕДЕЙ НЕТ ЗАПРЕТА

Заместитель председателя ««Ассоциации рыбных хозяйств - BD» (аккредитованная в области рыбного хозяйства организация, наделенная, в частности, правом распределения лимита) Калыбай УТЕПОВ подверг сомнению легитимность научного обоснования на запрет, потребовав представить этот документ в полном объеме. 

– Биологическое обоснование выполнено по госзаказу Комитета лесного хозяйства и животного мира. Мы его передали им, и с этого момента все права собственности принадлежат им, – парировал главный научный сотрудник «Казэкопроект» Аскар КАМЕЛОВ.

– Вы сами видели гибель в сетях тюленей и осетровых?

– Постоянно это вижу.

– Это было заактировано? И какой размер ячеек у сетей?

– Такие моменты, возможно, актирует управление рыбного хозяйства. У нас научно-исследовательский лов. Когда осетровые попадаются, мы их измеряем и живыми отпускаем в воду.

– В Мангистауской области есть и тюлени, и осетровые, но нет запрета на ставные сети. Чем оличается Мангистау от Атырау?

– Это вопрос к госорганам…

– Но вы же провели обоснование?

– Хорошо, отвечу. Северный Каспий представляет собой зону нагула молоди. Здесь из реки Урал скатывается после нереста вся молодь и какое-то время остается в предустьевом пространстве. И это самое важное – сохранение молоди.

– А осетровые в Мангистауской области сохранению не подлежат?

– Вы утрируете.

– Когда поднимали сети, вы видели на них рыбацкие бирки?

– Мы сами ставим сети в целях научно-исследовательского лова и некомпетентны самостоятельно выбирать сети промысловиков или браконьеров. Рыба попадала в наши сети, когда мы работали.

– Каков размер ячеи на ваших сетях?

– Я удивляюсь – во что превращается круглый стол?! Почему вы меня допрашиваете?..

Разгоревшуюся было перепалку прекратил модератор конференции, директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП РК «Атамекен» Ербол ЕСЕНЕЕВ:

– Вы же видите, какое сомнение в прозрачности принятых решений. Бизнес не видит оснований и просит какую-то доказательную базу, что именно их действия привели к негативным последствиям. В этом вся загвоздка, что жизнь идет словно в параллельных мирах. Учёные принимают решение, комитет рыбного хозяйства им верит, но при этом не оценивает реальную угрозу от действий наших природопользователей. У нас сократилось количество желающих в промышленных масштабах заниматься ловлей. Это может привести к социальному взрыву. Ситуация очень напряженная, вопрос с сетями надо как-то пересмотреть. Неправильно во всех проблемах обвинять предпринимателей, но получилось, что крайними стали именно официальные природопользователи, – подытожил он, обращаясь к представителю Комитета рыбного хозяйства.

В конечном итоге стороны решили вновь собраться для обсуждения проблемы уже в более расширенном формате и с участием председателя указанного Комитета.

 

Фото из архива "АЖ"

«МНЕНИЕ РЫБАКОВ НИКТО НЕ СПРАШИВАЛ»

По словам Калыбая Утепова, в истории с запретом есть ряд спорных и сомнительных нюансов (до него в Ассоциации Урало-Каспийский бассейн представлял другой человек, который поддерживал инициативу запрета):  

– Никто не возражает, что краснокнижных представителей Каспийского моря надо беречь, но, во-первых, если речь идёт только о нарушениях запретной зоны, указанной в Правилах, то для их пресечения существует целая армия правоохранительных органов. И это не повод для объявления запрета на сети. Во-вторых, ратуя за сохранность рыбных запасов, Комитет не учитывает интересы большого количества рыбаков Атырауской области, для которых рыбная ловля является главным источником существования и возможностью обеспечивать свои семьи. Мнение рыбаков никто не спрашивал!

В настоящее время объявленный запрет ведет к банкротству рыболовецких предприятий, недополучению бюджетом налогов, дефициту и удорожанию рыбы и рыбной продукции, а также создает коррупционные предпосылки, так как рыбаки вынуждены будут нарушать закон и «договариваться» с правоохранителями.

Лев ГУЗИКОВ

28 сентября 2021, 15:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz