В последнее время в Атырау участились случаи мошенничества с оформлением кредита онлайн в микрокредитных организациях. Всё началось с прошлого года, когда вышло разрешение Нацбанка предоставлять микрокредиты электронным способом. По словам руководителя Управления регулирования и развития финансового рынка по Атырауской области Асланбека КАБЕСОВА, с начала года поступило 35 жалоб на мошенничество в этой сфере.
К примеру, по данным Polisia.kz, с февраля по июнь прошлого года 27-летний житель Костаная обманным путём, под разными предлогами раздобыв копии удостоверений, оформил кредит на 44 казахстанцев.
– Мошенники, используя разные способы, взламывают личный кабинет клиента банка, вносят его личные данные и оформляют банковскую карту на его имя. Указывают почтовый адрес для отправки карты, но получает её не настоящий владелец, а мошенник. Непонятно, как тут могут быть замешаны сотрудники Казпочты, ведь карту они должны вручать именно настоящему владельцу, – говорит А. Кабесов.
Далее он привел ещё один пример мошенничества в оформлении онлайн-кредита в микрокредитной организации. Недавно обратился с жалобой житель Атырау. Его обманула женщина, с которой он недавно познакомился, и та попросила его дать карточный счет, мол, «мой счет в банке заблокирован, а деньги должны поступить именно сейчас». Мужчина доверился, продиктовал ей свой номер карты и сделал как она попросила: поступившие деньги в сумме 270 тыс. тенге передал ей. Но потом, когда через некоторое время он пошел в банк оформить на себя кредит, то узнал правду: оказалось, женщина оформила кредит на его имя.
Еще один вариант аферы: при оформлении онлайн-кредита требуется селфи с удостоверением личности, а мошенники, используя чужие удостоверения, вклеивают в документ вместо владельца своё фото.
Кабесов считает, что тут нет вины микрокредитных организаций:
– Да, проверяют, там ИИН видно же. Ну, мошенники находят разные способы, взламывая личные кабинеты клиентов.
– Какие меры принимаете к микрокредитным организациям в случае выявления фактов мошенничества?
– Если установлено нарушение законодательства со стороны микрокредитной организации или банка, мы направляем им письменное предписание об устранении ошибки и возврате денег клиенту. Либо привлекаем к административной ответственности и штрафуем. К микрокредитным организациям применяем статью 211 КоАП РК («Нарушение требований законодательства о микрофинансовой деятельности»), к банкам второго уровня – статью 213 («Нарушение требований банковского законодательства РК») и 214 («Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»).
А вообще, по мнению Кабесова, нужно отменить онлайн-кредитование. К слову, именно Агентство по регулированию и развитию финансового рынка выдает соответствующие лицензии.
В целом по стране зарегистрировано более тысячи микрокредитных организаций, из них в Атырау лицензию получили всего 4. Остальные филиалы получили лицензию в Алматы.
Как обезопасить себя от мошенников, занимающихся оформлением онлайн-кредитов?
Вот что нам посоветовали в управлении регулирования и развития финансового рынка:
- Не пишите ПИН-код на карте и не сообщайте его другим, не вводите его нигде, кроме банкоматов и POS-терминалов.
- Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в сети или мессенджерах. Если кто-то хочет перевести вам деньги, ему нужен только номер карты или просто номер телефона;
- Никогда не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
- Не публикуйте свои личные и банковские данные в интернете, не теряйте из виду свою карту при проведении платежей в кафе/ресторане.
- Воздержитесь от участия в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется дать персональную информацию.
- Если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину, и внимательно проверьте написание сайта в адресной строке, он должен начинаться с HTTPS и символа закрытого замка.
- Заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в интернете.
- Подключите сервис SMS/Push уведомлений, чтобы оперативно получать данные транзакций по вашим картам.
- Внимательно читайте содержимое СМС/Push сообщений; если пришло сообщение об операции, которую вы не совершали – не вводите пароль и позвоните в банк.
- Никогда не вводите пароль для отмены или аннулирования операций – такие запросы формируют только мошенники.
- Узнайте в банке и при наличии возможности попросите включить функцию 3D-Secure (VISA) или SecureCode (MasterCard) для своей платежной карты.
- Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли типа 12345 или Password не смогут вас защитить. Пароли должны быть разными, более 10 символов, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. Старайтесь чтобы пароль имел для вас смысл и вы могли его легко запомнить. Храните его в тайне.
- Если вы ввели данные карты на сомнительном сайте или сообщили их по ошибке мошенникам, то позвоните в банк для немедленной блокировки карты.
- Воздержитесь от установки на ваши электронные устройства сомнительных программ.
- Не используйте публичные (открытые) wi-fi сети для доступа в личный интернет-банкинг.
- Используйте лицензионное антивирусное программное обеспечение на устройствах, с которых подключаете сервисы интернет-банкинга.
- И помните, что бдительность – это лучшая защита от мошенников.
Айнур САПАРОВА