Уже два года житель города Атырау Вадим КИМ сидит в
предварительном заключении в СИЗО Атырау по делу о краже в особо крупном
размере, подавая апелляционные жалобы на приговоры судов. Он сам и сторона его
защиты уверены, что дело, которое расследовал и передал в суд департамент
экономических расследований по Атырауской области, является полностью
сфабрикованным.
«АЖ» уже освещал фабулу этого уголовного дела и судебные процессы. Недавно городской суд №2 другим составом судей оставил без изменения ранее вынесенный в том же суде приговор – 5 лет лишения свободы с возмещением ущерба в 268 млн тенге.
Напомним, обвинительный акт гласит, что 4 октября 2019 года в 18:26 В. Ким и с ним два его работника (которые до сих пор не допрошены, хотя прошло почти два года, и было два обвинительных приговора) на машине прибыли в Атыраускую область из РФ через КПП «Курмангазы». И здесь уже, по мнению стороны защиты, крупная неувязка – потому что именно в этот день Ким вместе с женой был в Атырау на торжественном мероприятии, посвященном присвоению Атыраускому аграрно-техническому колледжу имени известного государственного деятеля советских лет Онайбая КУШЕКОВА, чей внучкой является супруга Ким. Защита представляла суду снимок с датировкой, где подсудимый запечатлен на этом торжестве, но он не был принят во внимание.
Также в этом деле и даже во время судебного процесса очень много нарушений Уголовного-процессуального Кодекса РК, считает сторона защиты. К примеру, сначала ей не дали ознакомиться с материалами дела, а когда дали, то не полностью, а в прямом смысле скрывали некоторые документы.
Следующий довод защиты, по её мнению не принятый во внимание обоими судами: в обвинительном акте утверждается, что Ким показал администратору кемпинга, где была припаркована фура с
1695 коробками сигарет c ментолом марки Milano, «неустановленный следствием» лист бумаги формата А4 с отпечатанным текстом и заголовком «Постановление» – якобы Ким показал эту бумагу администратору кемпинга и забрал фуру с грузом. Но независимая экспертиза показала, что в руках Кима такой бумаги не было, и по видеозаписи невозможно опознать, что там было написано.
– Мы стали невольно свидетелями того, что суд, видя столь вопиющие нарушения закона, всё же вынес необоснованный и незаконный приговор, не имея при этом каких либо доказательств вины подсудимого. Даже при оглашении приговора были нарушены нормы УПК. По мнению суда, «главное доказательство виновности В. Кима – показания свидетелей и видеозапись», которые на самом деле не нашли своего подтверждения во время судебного заседания, – говорит адвокат Талгат МУКАТАНОВ. – Ким там действительно был, но искал место для рабочих из Узбекистана. Позже ушел, поговорив с администратором. Следствие и суд считают, что в это время он забрал фуру с грузом, хотя из смонтированных фрагментов видеозаписи наблюдения можно увидеть только приезд Ким, его вход и выход с ресепшн и выезд автомашины – это говорит о том, что кем-то специально перезаписывались только эти сюжеты, чтобы связать Кима с автомашиной, выезжавшей из кемпинга «Рауан», потому что время на таймере обозначено разное. На кадрах не видно ни бумаги, ни номеров автомобилей. Таких нарушений много, но после второго приговора стало ясно, что у ДЭР был один умысел – осудить Вадима Кима, чтобы спасти своё реноме и избежать наказания за халатность. Ведь было как? На товар, ввозимый из России в Казахстан, не было соответствующих документов и акцизных марок. Сотрудники ДЭР опечатали кузов фуры и поместили её на стоянку придорожного кемпинга (кафе с мотелем) «Рауан» на трассе Атырау – Уральск, хотя согласно закону надо было поместить груз в охраняемой зоне, куда запрещён доступ третьим лицам, а затем его уничтожить. Фактически же контрабандная продукция, стоящая огромные деньги, была оставлена, грубо говоря, в степи и в какой-то момент исчезла. В ноябре 2019 года за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей председатель Комитета по финансовому мониторингу наложил дисциплинарные взыскания на руководство ДЭР Атырауской области и других ответственных лиц, в том числе следователя ДЭР по факту пропажи вещественного доказательства, а именно табачных изделий марки Milano в значительном количестве. Вот после этого ДЭР и решил найти «крайнего» и повесил пропажу на Вадима Кима, несмотря на то, что в этот момент тот же их следователь был заинтересованным лицом по этому делу и продолжал расследовать уголовное дело до суда. Между тем во время проведения им следственных действий в отношении него проводились не только служебное расследование, но и досудебное, которое было прекращено следователем Антикора А. Уандыковым.
Еще одно нарушение, по мнению защиты – 3 апреля 2020 года после возвращения судом уголовного дела прокурору судья лишила сторону защиты права на ознакомление со всеми материалами, направив уголовное дело обратно в суд без ведома защиты.
– Тогда нам стало известно, что потерпевшим по делу признан ДЭР Атырауской области, и действия моего подзащитного переквалифицированы с п. 2 ч. 4 ст.190 («Мошенничество в особо крупном размере») на п. 3 ч. 4 ст. 188 УК РК («Кража в особо крупном размере»), что тоже недопустимо по УПК. При этом В. Ким лишился права выразить свое отношение к новому обвинению и ознакомиться с материалами уголовного дела, - говорит Т. Мукатанов.
Из материалов уголовного дела следует, что руководитель Управления профилактической работы и контроля ДЭР Атырауской области Кахарман Жардемов, который имеет доверенность от руководителя Кайрата Бижанова, обратился с заявлением о признании ДЭР потерпевшим без даты и резолюции – за один день ДЭР был признан потерпевшим и обратился в суд с заявлением о взыскании в свою пользу материального ущерба в сумме 268 млн тенге.
– Из всех материалов очевидно: чтобы прикрыть свои преступные действия (халатность) по хранению изъятого вещественного доказательства, а именно контрабандного груза в виде табачных изделий марки Milano в количестве 1690 коробок (часть коробок, 5 штук, была утеряна во время транспортировки и по ним не имеется процессуального решения), работники ДЭР голословно обвинили моего подзащитного, – уверен адвокат.
Теперь сторона В. Кима подала апелляционную жалобу на приговор городского суда №2 в судебную коллегию по уголовным делам областного суда. Если приговор не будет изменён, то остаётся только Верховный суд РК, куда и собирается обратиться сторона В. Кима.