На недавние публикации общественников по поводу дноуглубительных работ на Каспии отреагировал Комитет экологического регулирования и контроля Минэкологии. Ведомство опубликовало статью под названием «Каспий не пострадает» на своей странице в Facebook. Ниже публикуем пост-заявление.
«КАСПИЙ НЕ ПОСТРАДАЕТ»
Недавно в социальных сетях была опубликована статья «Министерствам плевать на природу», в которой экологи говорят об углублении Каспия ради добычи нефти. В данной статье экообщественники утверждают, что углубление дна Каспия нефтедобывающей компанией North Caspian Operating Company N.V (далее- NCOC) якобы крайне негативно скажется на морской флоре и фауне и даже приведет к экологической катастрофе. Подобные опасения ряда представителей общественности понятны, но не всё так категорично и однозначно. А к данному вопросу необходим компетентный, профессиональный и взвешенный подход.
21 сентября 2020 года акиматом Атырауской области согласно требованиям экологического законодательства были организованы общественные слушания в неограниченном режиме по «Оценке воздействия на окружающую среду» к проекту «Обустройство месторождения Кашаган. Морской комплекс. Морские судоходные каналы». Проект широко обсуждался при непосредственном участии экологической общественности.
Организованы были данные слушания руководителем неправительственной организации «Жайык-Каспийский Орхусский центр" Шынар Изтелеуовой, и прошли под председательством директора данной организации. В мероприятии приняли участие более 120 человек, включая директора ОО «Атамекен Эко» Армана Хайруллина. Были учтены все высказанные предложения, запротоколированы внесенные замечания к проекту.
Уже в ноябре 2020 года указанный проект поступил в департамент экологии по Атырауской области для проведения комплексной вневедомственной экспертизы.
Важно отметить, что в конце прошлого года Департаментом по проекту NCOC был проведен экспертный совет, по итогам которого был направлен для разрешения ряд замечаний. После их устранения в феврале 2021 года в Департамент повторно поступил вышеуказанный проект, и уже 25 марта 2021 года было выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы одновременно с разрешением на эмиссию в окружающую среду.
21 декабря 2020 года департаментом экологии в ходе экологической экспертизы был созван экспертный Совет, в который вошли независимые эксперты, представители экологической общественности. На данном совете обсуждались все замечания и предложения, а именно: вопросы по рыбным запасам, животному и растительному миру, альтернативные варианты выемки и перемещения грунта, водоохранные зоны и, самое главное, вопросы безопасности данного проекта.
После устранения всех замечаний и внесения предложений по сохранению и минимизации воздействия на окружающую среду было выдано положительное заключение.
Важно подчеркнуть, что обсуждаемый участок моря, выделенный для строительства морского канала, расположен вне зон гнездования птиц и нереста осетровых рыб согласно отчетности по фоновому мониторингу и мониторингу воздействия.
Что же касается неизбежного ущерба рыбным ресурсам в процессе строительства канала, то документально доказано, что при проведении планируемых работ проектом предусмотрен максимальный комплекс природоохранных мероприятий для сохранения экосистемы моря и снижения воздействия на окружающую среду.
Морские каналы будут проведены в 17 километрах от водоохранной зоны, а выбранный вариант их размещения и строительства, а также разворотных бассейнов представлен наиболее безопасным и экологичным вариантом среди других рассмотренных альтернативных предложений.
Необходимость реализации вышеназванного проекта обусловлена прогнозируемыми колебаниями уровня моря. Поэтому необходимо построить подходные каналы для обеспечения доступа судов к островам с обязательным обеспечением путей эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Компания берет на себя всю ответственность по возмещению неизбежного ущерба, рассчитанного по «Методике исчисления размера компенсационного вреда, наносимого и нанесенного рыбным ресурсам и другим водным животным, в том числе неизбежного в результате хозяйственной деятельности».
Это подтверждается прилагаемыми к проекту «Обустройство объектов месторождения Кашаган. Морской комплекс. Морские судоходные каналы» экспертными заключениями ТОО «НПЦ рыбного хозяйства», а также специалиста-ихтиолога в области рыбного хозяйства.
Будут выполнены дноуглубительные работы в соответствии с техническим заданием и приняты все необходимые меры для уменьшения образования повышенной мутности в процессе дноуглубления и создания отвалов грунта. Для этого предусмотрено применение погружных диффузоров по технологии “cooking pot”.
В итоге данный проект был согласован с соответствующими компетентными органами, среди которых: Комитеты по водным ресурсам, по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства, а также Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Предприятие NCOC в свою очередь дало обязательство принять необходимые меры по безопасному проведению всех работ в оговоренные сроки проекта, который будет находиться под постоянным контролем компетентных органов».
«ОВОС ОСТАВИЛ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, ЧЕМ ОТВЕТОВ»
На заявление Комитета отреагировала руководитель ОО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА. Общественница написала комментарий под опубликованным в Facebook постом ведомства.
«Министерство экологии очень активно согласовывает подобные проекты, раздавая направо и налево положительные заключения госэкспертизы (наверное не за бесплатно!), а что мы видим вокруг?
Экосистемы разрушаются с быстротой сокращения известной шагреневой кожи; в атмосфере г. Атырау постоянно фиксируется сероводород; на наших глазах сокращается популяция не только осетровых пород рыб (которые когда-то составляли славу и гордость нашего края), но и частиковых... Ну и что мы имеем в сухом остатке? Сплошные экологические проблемы, загазованный город, сокращение водных и рыбных ресурсов... А нам всё талдычат о том, что всё нормально, что рытье морских каналов в условиях иссыхающего Северо-Восточного Каспия будет только на благо нам и природе! Ну полный абсурд, если не сказать еще более остро.
Ну и по проведенным так называемым общественным слушаниям: проведены они были на ZOOM-площадке с ограничением по времени, когда на вопросы было отведено не более 20 минут. Практически шло сообщение от разработчиков данного проекта, которые заняли все эфирное время.
Проект ОВОС вообще оставил больше вопросов, чем ответов.
- К примеру, почему из ОВОС исчезли факты губительного воздействия на мальков и рыбу при рытье каналов? Хотя еще при предварительном ознакомлении общественности с этим проектом ОВОС эти данные были представлены.
- Про гибель бентоса, зообентоса и зоопланктона: компания согласно международным требованиям должна была провести исследования по воздействию минимум по 20-50 таксонам этих видов. И поскольку эта зона кормовых угодий ихтиофауны акватории Северо-Восточного Каспия, то из этих видов выделить группу наиболее уязвимых и получающих наибольший ущерб с точки зрения кормовых единиц, подсчитать этот ущерб и сопоставить эти данные с целесообразностью проведения морских работ. Где эти исследования, и какие виды таксонов были отобраны - ответа нет до сих пор.
- Нарушен экосистемный подход при проведении ОВОС данного проекта: нигде нет расчетов воздействия в целом на экосистему Северо-Восточного Каспия, и как этот проект повлияет на гидрологический режим моря, его способность к самоочищению и саморегуляции, к восстановлению биоразнообразия.
- Где полные прогнозные данные по изменению уровня Каспийского моря на весь период нефтедобычи компанией NCOC минимум до заявленной компанией даты развития проекта до 2038 года?
- Какова стоимость проекта морских каналов и насколько эти работы вызовут удорожание всего проекта нефтедобычи NCOC?
Как вы понимаете, общественность до сих пор не получила внятных ответов на поставленные вопросы. Ну и как после этого верить компании NCOC и министерству, которое по основной своей миссии должно обеспечивать охрану ПРИРОДЫ или на худой конец вести контроль над природными ресурсами?», - резюмировала Чернова.
Напомним, общественные слушания по проекту строительства судоходных каналов NCOC прошли в октябре 2020 года.
Подготовила Сауле ТАСБУЛАТОВА