Компания NCOC, разрабатывающая месторождение Кашаган, провела общественные слушания в онлайн режиме по проекту «Обустройство объектов месторождения Кашаган. Морской комплекс. Морские судоходные каналы», согласно которому по дну моря пророют два канала общей протяженностью 56 километров путем дноуглубительных работ.
Последние несколько лет наблюдается снижение среднегодового уровня воды в северо-восточной части Каспийского моря. С 2005 года уровень моря в этой части снизился более чем на 1 метр. В связи с этим, по мнению специалистов NCOC, стоит острая необходимость в прокладке подъездных каналов к островам. Как известно, поддержка морских операций осуществляется посредством судов, доставляющих на искусственные острова персонал, топливо, оборудование, химические реагенты, продукты питания и другие необходимые для поддержания производства и жизнедеятельности материалы.
– Для обеспечения безопасной навигации ледокольных судов и аварийной эвакуации NCOC определил необходимость проведения дноуглубительных работ вокруг островов Кашагана, – сказал начальник отдела по ледовой и гидрометеорологической обстановке NCOC Борис КИМ.
По словам координатора проекта Оксаны ГОЛУНОВОЙ, для обслуживания морского комплекса изначально рассматривались несколько вариантов – суда и баржи на воздушной подушке/вспомогательная инфраструктура; ледоколы сверхмалой осадки и аварийно-спасательные суда; сухопутные транспортные пути до производственных островов и Морские судоходные каналы (МСК).
– Эти варианты были рассмотрены индивидуально и в комбинациях, чтобы определить оптимальное долгосрочное решение. И был выбран проект МСК, который позволит обеспечить ведение текущих операций по эксплуатации и планово-предупредительных работ в 2022 году, – сказала Голунова.
Проект МСК разделен на 2 очереди строительства – Западный подходной канал до острова D и внутрипромысловый канал, соединяющий остров D с беспилотными островами. Ширина канала составит от 80 до 115 метров. В проект также входит создание 10 разворотных бассейнов диаметром от 325 до 380 метров. Всего со дна моря будет вынуто свыше 18,5 млн кубометров грунта.
Дноуглубительные работы планируются с начала 2021 года и до конца 2022 (строительные работы – в период с 1 апреля по 15 ноября в течение двух лет). Как заверили представители консорциума, будет использоваться самое современное оборудование с наименьшим воздействием на морское дно, а также с возможностью обеспечения долгосрочной стабильности участков отвалов.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Участвовавшие в слушаниях местные общественники задавали вопросы, приведём некоторые из них.
– Учёные обеспокоены тем, что при строительстве каналов шум и вибрация, производимые техникой, приведут к потере исторически сложившихся мест кормления промысловых рыб, включая и осетровых. Предлагаем осуществлять жёсткий контроль за состоянием ихтиофауны в период строительных работ и после них.
– Мы не отрицаем, что во время дноуглубительных работ будет определенное шумовое воздействие, вибрация. Но это временно, только на период строительства каналов, – ответил представитель NCOC. По его словам, компанией разработана процедура по наблюдению за животным миром во время строительных работ, в частности, на судах будут независимые наблюдатели.
На вопрос о стоимости проекта представители компании не ответили, сославшись на то, что смета пока предварительная, и к тому же это коммерческая тайна.
– Сколько рабочих мест планируется открыть в ходе реализации проекта, и каково будет соотношение местных и иностранных кадров?
На этот вопрос ответил менеджер по внешним связям NCOC Жагпар ЕГИЗБАЕВ. По его словам, на сегодня в компании казахстанцы составляют 82% среди руководителей, 95% среди инженерного состава и 100% среди рабочих.
– На нынешнем проекте соотношение будет примерно таким же, – сказал Егизбаев.
Вопросов было немало – на них компания обещала ответить позже, так как время слушаний было ограничено.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА