Недавно мы сообщали, что депутат Мажилиса от Атырауской области Дуйсенбай ТУРГАНОВ сделал депутатский запрос на имя премьер-министра РК Аскара МАМИНА по поводу обмеления Урала. И вот он получил ответ, который, увы, мало что добавил к пониманию ситуации.
В начале канцелярия премьера констатировала, что «в последние годы в связи с затянувшимся циклом маловодных лет, отсутствием весеннего половодья и незначительным количеством осадков наблюдаются ухудшение экологического состояния в бассейне реки Урал и уменьшение поверхностного стока рек Сагиз, Ойыл, Жем».
Далее перечисляются принятые программы, созданные комиссии, про которые мы писали не раз. Так, в целях улучшения экологической ситуации в бассейне Урала.
4 декабря 2020 года подписана межведомственная Программа казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал на 2021-2024 годы, и для повышения водности реки утверждена «Единая дорожная карта активизации сотрудничества по проведению исследований в бассейнах крупных рек». В рамках Карты эксперты обеих сторон выработают рекомендации по улучшению гидрологического стока реки Урал в маловодные периоды. Данные меры, как уверяют в правительстве, позволят осуществлять экологические пропуски, необходимые для затопления поймы, промывку нерестилищ.
Что касается объема стока реки - указано, что «он регламентируется Протоколом о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов, координации водохозяйственной деятельности в бассейне реки Урал от 20 июня 1996 года. Объемы передаваемого стока зависят от прогнозной водности реки конкретного года. В соответствии с протоколом объемы передаваемого стока реки Урал трансграничными реками в пограничных створах составляют в средние по водности годы 7,8 км3, в маловодные годы - 5,4 км3, в очень маловодные годы - 3 км3.
При этом, в целях улучшения водохозяйственной обстановки в среднем и нижнем течении Урала в маловодные годы путем переговоров на уровне сопредседателей Комиссии согласовываются дополнительные пропуски воды из Ириклинского водохранилища в летний и осенний периоды».
Был вопрос об очистке русел и устьев рек от поваленных деревьев, камыша и иного мусора, «местными исполнительными органами (Западно-Казахстанская и Атырауская области) на постоянной основе в весенний и осенний периоды проводятся акции “Чистые берега”, водоохранные мероприятия, направленные на улучшение состояния водных ресурсов Урала».
Еще один вопрос касался включения Урала в число водных объектов особого государственного значения – в ответе отмечено, что данное предложение является своевременным, в связи с чем «прорабатывается вопрос о внесении дополнений в перечень водных объектов особого государственного значения, утвержденный постановлением Правительства РК».
Депутат Турганов попросил также рассмотреть вопрос подключения города Атырау к водопроводу Астрахань-Мангышлак для того, чтобы «снять напряжение» с Урала. Но оказалось, что «магистральный водовод эксплуатируется с 1988 года и в связи с неудовлетворительным состоянием отсутствует возможность полного использования его потенциала.
Поэтому разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) реконструкции и расширения водопровода с целью увеличения его пропускной способности с 110 000 м3 до 200 000 м3 в сутки к 2030 году. Согласно ТЭО, общая стоимость проекта составляет 120 млрд. тенге. В этой связи как альтернативный источник водоснабжения города Атырау рассматривается месторождение подземных вод “Кокжиде”, расположенное в Актюбинской области.
Турганов предложил рассмотреть вопрос об использовании воды на технологические нужды путем опреснения морской воды. В ответе указано, что «это требует значительных финансовых ресурсов (около 12 млрд. тенге без учета систем водоснабжения), поэтому данное предложение требует дальнейшего изучения».
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА