Коронавирус продолжает бить по всем фронтам, что в целом отрицательно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране. Под особенно мощным ударом оказался Тенгиз, где трудятся десятки тысяч казахстанцев и иностранцев, и где на сегодня выявлено уже более 80 инфицированных и более 1500 контактных.
Сейчас здесь приостановлены строительные работы, на ПБР делается лишь самое необходимое. И даже если руководство ТШО заявляет о «продолжении добычи в штатном режиме», без потерь уже не обойтись.
Немного хроники. Первого инфицированного на Тенгизе выявили 8 апреля – это оказалась работница подрядной компании «Аспар Кашаган» в вахтовом посёлке Ватернас. Были изолированы 50 потенциальных лиц, которые контактировали с заболевшей женщиной. А 11 апреля диагноз подтвердился у 9 человек, и в вахтовом поселке был введён 14-дневный карантин, что привело к волнениям среди рабочих.
14 апреля «Тенгизшевройл» сообщил, что начался вывоз с месторождения «некритического» персонала, дабы снизить риски заражения. Это затронуло как подразделения базового производства, так и ПБР. А 19 апреля – новый массовый протест рабочих, на этот раз в посёлке Болашак: они выступали против заселения сюда контактных, пусть даже и на одну ночь.
По сей день там выявляются всё новые инфицированные, и на данный момент Тенгиз является самым крупным очагом заражения в регионе.
Продолжается вывоз персонала – в общей сложности планируется вывезти 17 тысяч человек из Атырауской, Актобинской, Западно-Казахстанской, Мангыстауской областей. Как сообщили в штабе, на данный момент завершился вывоз более 10 тысяч сотрудников, из них авиасообщением около 4 тысяч, железнодорожным около 3 тысяч, автобусами – более 3 тысяч. Всех вывозимые сдают тест на коронавирус и отпускаются домой при отрицательном результате.
Вывоз остальных планируется завершить до 5 мая. А это означает, что без средств к существованию могут остаться не 17 тысяч человек, а раз в пять больше, потому что у большинства семьи. «Тенгизшевройл» «попросил» своих подрядчиков сохранять зарплату работникам, но на практике это вряд ли реализуемо.
По словам председателя президиума Союза нефтесервисных компании Рашида ЖАКСЫЛЫКОВА, ПБР стоимостью 38 млрд долларов после реализации должен обеспечить работой около 10 тысяч человек. Но в связи с приостановлением строительных работ сроки реализации проекта теперь под большим вопросом. По прогнозам Казсервиса, в нефтесервисной отрасли, где трудятся 180 тысяч человек, ожидается сокращение 25% работников.
На этом фоне страны ОПЕК+ еле договорились снизить добычу. Казахстан взял обязательство сократить её на 390 тысяч баррелей в сутки – министерство энергетики сообщило, что разработан проект постановления правительства с перечнем отдельных участков недр, по которым необходимо ограничить добычу нефти на май-июнь текущего года. Ограничение добычи распространяется на месторождения, относящиеся к категории средних, крупных и гигантских. Как указано в сообщении, постановление предусматривает «недискриминационный подход ко всем добывающим компаниям с учетом обеспечения потребности внутреннего рынка РК в необходимых объемах нефтепродуктов, а также справедливое распределение обязательств по снижению добычи нефти как для крупных проектов, так и для старых месторождений, находящихся на этапе естественного снижения добычи». При сокращении добычи Нацфонд недополучит более триллиона тенге.
В недавнем интервью «АЖ» журналист, эксперт по нефтегазовой отрасли Олег ЧЕРВИНСКИЙ сказал, что по прогнозам в ближайшие три месяца в нефтесервисе потеряют работу не менее 30 тысяч сотрудников. Значит, сократится налогооблагаемая база по индивидуальному подоходному налогу с физлиц. Придётся сокращать бюджетные расходы за счет социальных программ, заморозятся индексации зарплат, выплачиваемых из бюджета, пенсий, соцвыплат.
Сейчас картина такая, что Казахстан может оказаться в очень сложной экономической ситуации. Или уже оказался.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА