Недавно на брифинге председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Атырауской области Айгуль ТАШЕНОВА сообщила, что деятельность несовершеннолетних, под руководством взрослых собиравших пожертвования на лечение тяжелобольных детей в других городах страны, была незаконной.
В итоге взрослых, которые руководили малолетними «волонтерами», привлекли к ответственности по статье 128 КоАП РК («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения»). Кроме того, суд вынес частное постановление в адрес прокуратуры для выяснения всех обстоятельств дела.
Я решила проверить, а не тот ли это фонд «Үміт жарығы» («Луч надежды»), про который «АЖ» писал неоднократно, и встретилась с Айгуль Ташеновой. Оказалось, тот самый «Үміт жарығы». По словам председателя суда, органами внутренних дел было заведено административное дело в отношении восемнадцатилетней Айлин К., которая является уроженкой Атырауской области и волонтёром Атырауского филиала фонда «Үміт жарығы». В ходе разбирательств Айлин рассказала, что все собранные детьми-волонтёрами деньги она отправляла на банковскую карту некоему Никите ДЖАППАРИДЗЕ, который по её словам, находится то ли в Украине, то ли в Беларуси. Дать его контакты она не смогла.
- Вообще фонд «Үміт жарығы» имеет все правоустанавливающие документы, только вот функционирует он в Алматы. А она представилась волонтёром Атырауского филиала, но дело в том, что такой филиал в местных органах юстиции не зарегистрирован. Поэтому органы внутренних дел привлекли ее к административной ответственности за незаконную деятельность, наложив штраф в размере 50 МРП, - говорит Айгуль Куанышевна.
Дозвониться до самой Айлин не удалось – она упорно не брала трубку.
- А НИКИТУ МОЖНО?
- А НИКИТЫ НЕТ.
Далее я решила связаться с алматинским руководством фонда, Действовать решила аккуратно, чтобы не спугнуть – попросила коллегу обратиться туда под видом представителя другого благотворительного фонда. Коллега позвонила по мобильному номеру, указанному на сайте фонда «Үміт жарығы», чтобы предложить его руководству принять участие в благотворительной ярмарке, которая, якобы намечается в Атырау. Трубку поднял мужчина, который представился Бахтияром:
- К сожалению, мы сейчас в Атырау не функционируем, но в ближайшее время планируем перезапускаться.
- А нам недавно дали ваш телефон. Сказав, что вы один из активных фондов у нас в Атырау…
- Мы работали некоторое время у вас. Сейчас у нас смена персонала, руководство меняется, и мы будем перезапускаться. А в данный момент нас в вашем городе нет.
- Жаль…
- А когда вы планировали провести мероприятие?
- Примерно в середине ноября.
- Возможно, к этому времени мы будем…
- А вы руководитель фонда или…?
- Я занимаюсь курированием данного фонда.
- А есть ли у вас сайт, чтобы посмотреть, как вы работаете, может мы что-то могли бы перенять у вас?
- Вы не могли бы мне на Whatsapp отправить, какой фонд вы представляете, как вас зовут, и я отправлю вам ссылку на наш сайт и страницу в Instagram.
- Но я так понимаю, что в участии в благотворительной ярмарке на вас можно не рассчитывать?
- Пока я вам точно ничего обещать не могу.
- А у вас ведь Никита (Джаппаридзе) работал, раньше наши девочки с ним сотрудничали…
- Он сейчас не работает.
«НЕАРГУМЕНТИРОВАННАЯ СИТУАЦИЯ»
Так и не дождавшись ссылки на официальную страницу фонда «Луч надежды» и страницу в Instagram, теперь уже я набрала номер Бахтияра и, представившись коллегой недавно звонившей коллеги, узнала ещё кое-какую информацию:
- Вам недавно моя коллега звонила по поводу благотворительной ярмарки. Мы отписались вам в Whatsapp по поводу ссылок на странички вашего фонда, но вы молчите…
- Я увидел, да. Но сейчас бегаю с документацией и чуток занят.
- Бахтияр, знаете что? Пока мы искали информацию о вашем фонде, наткнулись на не очень лицеприятные сведения, о том, что сотрудница вашего фонда, которая курировала филиал в Атырауской области, оштрафована на незаконную деятельность, и что якобы все денежные средства, которые дети собирали на лечение больных, уходили за границу…
- Вообще, это не аргументированная ситуация. И я не помню, чтобы подобное разбирательство было. Наш фонд действительно работал в вашем городе, но в связи с тем, что близилась зима, а мы не успели договориться с торговыми домами, филиал пришлось закрыть.
- А, вон оно как. Я просто раньше общалась с Никитой. Джаппаридзе, по-моему, у него фамилия была…
- Да, да, да…
- А он, как я поняла, с вами уже не сотрудничает?
- Он сейчас, если я не ошибаюсь, в какой-то другой организации работает, по другой вообще системе. По-моему, это даже не связано с благотворительностью. В общем, в каком-то другом проекте участвует.
- Бахтияр, я, кажется, нашла сайт вашего фонда. Здесь на обложке размещена девочка, имеется надпись БФ «Үміт жарығы».
- Так, сайт у нас «Луч надежды» называется, если не ошибаюсь. Секундочку…
- Ну, вот, смотрите, здесь имеются рубрики: «Что мы делаем?», «Кому мы помогаем?». Есть информация о вашем фонде, также есть рубрика «Миссия фонда «Луч надежды»…
- Да, да, да. Все верно! Информация наша, да!
- Вот волонтеры у вас здесь (на сайте) есть – Виктор, Анастасия, Александр…
- Та информация, которая есть на сайте, является устаревшей, как и все бенефициары, которым мы оказали помощь. Я вам чуть позже могу дать данные родителей, которым мы действительно оказали помощь, а также данные детей, которых мы отправили на лечение в Китай.
- Хорошо, тогда жду от вас ссылки на интернет-страницы фонда.
- Хорошо, отправлю, но как я вам уже сказал, сайтом мы временно не занимаемся. SMM-щики у нас чуть-чуть прогорели…
Через несколько минут Бахтияр отправил мне ссылку на официальную страницу фонда в интернете, а также страницу фонда в Instagram. Страница сайта оказалась именно той, о которой я упоминала в диалоге с Бахтияром. Я решила в ней покопаться, и «раскопки» оказались весьма интересными.
ПРИВЕТ ИЗ ФЛОРЕНЦИИ
Сайт фонда «Үміт жарығы» или «Луч Надежды», кому как удобнее, располагается по адресу: http://lychsveta.kz/.
Прокрутив страницу сайта вниз, я нашла отзывы от волонтёров этого фонда, о которых тоже упоминала в диалоге с Бахтияром, неких Анастасии, Александра и Виктора (фамилии, к сожалению, не указаны).
Начнем с Александра. Вот какой отзыв он оставил на сайте (стилистика и орфография сохранены):
«Я хочу передать часть эмоций, переполнявших меня во время работы в фонде «Луч надежды». Это невероятная атмосфера с приятными людьми. От мысли, что тебя окружают люди, которые хотят перемен к лучшему в жизни нуждающихся людей; энергия заряжает тебя и просто бурлит огромной силой. Это десятки глаз успешных уже сегодня лидеров, четко знают свои цели и шаг за шагом идут тернистым и долгим путем к успеху. Это безудержное желание – быть с этой командой профессионалов именно сейчас, и именно в этом месте».
После прочтения отзыва я решила отыскать Александра по фото, размещенному на сайте фонда. Воспользовалась функцией Яндекс: поиск по фото и набрела на несколько ссылок. Первая из которых переадресовала меня на некий портал Medium, где наш Александр подписан, как Charles Burk, а в его био указано, что он является Interior Designer (дизайнером интерьеров). Кроме того, на данном портале был размещён, по всей видимости, его авторский материал под названием «Why This Winteristhe Best Timefor That Interior Painting Job» – Почему зима – это лучшее время для работы по покраске интерьера.
По второй ссылке я обнаружила фото нашего Александра на сайте издания The Paragraph magazine. Материал с фото подан под заголовком «Как найти «свои цвета» и научиться их сочетать». К слову. на фото Александр стоит с мужчиной в жёлтом пиджаке, тёмных солнечных очках и шляпе.
Этот человек в жёлтом пиджачке, судя по информации сайта «Үміт жарығы» - основатель и генеральный директор Андрей Смирнов. Только вот основатель чего неизвестно.
По другой ссылке я нахожу эту фотографию на сайте Wday.ru, которая использована в материале под заголовком «Гид по негодяям: как выбрать правильного мужчину».
К фото даётся пометка (подчеркнула её красным) Photo Mariya Georgieva on Unsplash. Перехожу на страницу этого фотографа, листаю её портфолио. Нахожу фотографию с изображением якобы Андрея и Александра. Смотрю на отметку геолокации: Fortezzada Basso, Firenze, Italy (Фортецца да Бассо, Флоренция, Италия), а также текст от автора под фото: I took this photo while on photography assignment at Pitti Uomo, the largest menswear fashion tradeshow in the world, in Florence, Italy. At Pitti there is a square where key players in mens fashion network with eachother and show their sartorial style - Я сделала это фото во время в PittiUomo, на крупнейшей в мире выставке мужской одежды во Флоренции. В Pitti есть площадь, где ключевые игроки мужской моды демонстрируют свой модный стиль.
Далее начинается самое забавное. Совместную фотографию Александра и Андрея вновь загружаю в поисковик Яндекса, и попадаю на сайт некоего Гуляева Владимира Владимировича, который занимается парапсихологией, биоэнерготерапией, экстрасенсорикой, а также дает консультации и тренинги личностного роста.
Прокрутив страницу этого сайта вниз, нахожу отзыв от уже знакомого нам Андрея Смирнова, только теперь он подписан как Артур Кеосаян из Минеральных вод.
Вот что пишет Андрей, ой, то есть Артур, на сайте этого самого парапсихолога: «Дорогой и уважаемый Владимир! Я буду постоянно благодарить Вас, судьбу и Бога за то, что он познакомил нас с Вами! Вашу помощь мне и моим родителям я не смогу оценить никогда!».
Кстати, рядом с отзывом Андрея-Артура имеется еще один, довольно любопытный. От некой Анны Котляровой, которая, на минуточку, по информации, данной на сайте благотворительного фонда «Үміт жарығы», является операционным директором по имени Елена Костыльчук.
Сайт Владимира Гуляева
Сайт фонда «Үміт жарығы»
Вот какой отзыв пишет Анна-Елена на сайте благотворительного фонда «Үміт жарығы» (стилистика и орфография сохранены):
«Работая в Благотворительном фонде«Үміт жарығы», я часто задумывалась о главном и я осознала — что у нас осталось от 15 до 30 лет чтобы изменить этот мир к лучшему. Сегодня — это НАШ МИР, а через 25 лет он будет принадлежать нашим детям, потому что они будут моложе, быстрее, активнее и здоровее нас. И я хочу, что бы нам с Вами было чем гордится и через 25-35 лет мы могли уверенно сказать: — «Да ,жизнь прожита не зря, мы сделали этот мир добрее и лучше!» Гордиться собой и своими достижениями, а не сидеть на пенсии на лавочке и жаловаться на жизнь, которую ты просто прожил не сделав ничего для других! Проснись , сегодня твое время! Завтра — не наступит никогда!!!».
Думаю, не одну меня смущает наличие орфографических и пунктуационных и ошибок на официальном сайте благотворительного фонда? Кстати, они прослеживаются не только в отзывах всех этих неизвестных людей, представляющимися волонтерами, но и в рубрикаторах.
Сайт фонда «Үміт жарығы»
Кстати, я попыталась отыскать ещё одного волонтёра, который оставил свой отзыв на сайте благотворительного фонда «Үміт жарығы». Это некий Виктор Бойко, который является куратором.
С его фотографией я поступила точно так же, как и с предыдущими. Первая ссылка перекинула меня на сайт американского издания Efree NEWS, где фото нашего Виктора соседствует с собакой в материале под заголовком «Men With Beards Have ‘Significantly’ More Bacteria Than Dogs, Study Finds» - Исследования показали, что у мужчин с бородой значительно больше бактерий, чем у собак.
Получается, что алматинский фонд «Үміт жарығы» несколько месяцев водил посетителей сайта за нос? И даже если фонд действительно помогал нуждающимся, в лечении детям, то зачем так фальшивил на официальном сайте? Вообще сложилось впечатление, что на каком-нибудь интернет-ресурсе имеется банк с фотографиями людей, которых смело можно «лепить» к себе на сайт, выдавая их за клиентов, основателей, кураторов и волонтеров.
ВАМ ЗВОНЯТ ИЗ АТЫРАУ
По окончании сбора всей вышеизложенной информации я вновь позвонила руководству фонда «Үміт жарығы». Трубку поднял Бахтияр.
- Меня зовут Анастасия Алюшина, я корреспондент издания «Ак Жайык». До нас дошла информация о том, что ваш представитель занимался нелегализованной волонтерской деятельностью, и на неё заведено административное дело.
- Заведено административное дело? Если бы было заведено дело, то мы бы узнали об этом. Как минимум, наша организация должна была быть осведомлена.
- Получается, что она вообще не от вашего фонда работала?
- Получается, что мы вообще там не работаем.
- В нашем городе был филиал вашего фонда «Луч надежды», который осуществлял волонтерскую деятельность и занимался сбором средств для больных детей. Айлин, которая являлась представителем филиала фонда «Луч надежды» в Атырауской области, все собранные деньги отправляла некоему Никите Джаппаридзе. Вы знали вообще о том, что на вас работает эта девушка?
- Такой волонтер у нас был, да. Айлин вела деятельность нашей организации, она занималась благотворительным филиалом в городе Атырау.
- Бахтияр, ваш филиал в органах юстиции Атырауской области был зарегистрирован?
- Смотрите, Анастасия, мы в городах как филиалы не работаем, мы работаем как представительство.
- То есть вам вообще не нужны какие либо правоустанавливающие документы?
- Мы работаем только через главный офис, который зарегистрирован в городе Алматы.
Как я уже писала ранее, не в моей компетенции заниматься проверкой на прозрачность самого фонда «Луч надежды», думаю, что с моей стороны достаточно фактчека сайта. Ну, а вам, друзья, я советую, прежде чем, положить купюру в прозрачный бокс, немножечко подумать.
Анастасия АЛЮШИНА
Скрины автора