Атырау, 8 мая 05:14
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Луч надежды. Или всё-таки лучик?

11 543 просмотра


На мою редакционную почту приходят просьбы осветить тему юных волонтеров, собирающих деньги на лечение тяжело больных детей – у горожан есть к вопросы к этим ребятам, в последнее время с невероятной скоростью «рассыпавшимся» по нефтяной столице словно бисер из шкатулки рукодельницы. В ходе выполнения задания обнаружила неоднозначную ситуацию - впрочем, обо всём по порядку.

РАЗГОВОР В «НАСИХЕ», ЗВОНОК В КАРАГАНДУ

Бывая в местах массового скопления людей, будь то торговые центры, рынки или автобусные остановки, я приметила, что в большинстве своём это дети в возрасте где-то от 14 до 16 лет. Задорные и активные, они подходят к людям, держа на вытянутых руках прозрачную пластиковую коробку, на которой наклейка с названием и контактными данными благотворительного фонда, а также фото ребёнка с тяжёлым диагнозом.

Встретив этих ребят возле рынка «Насиха», я, чтобы легче пошло общение, представилась педагогом, желающим приобщить своих воспитанников к  волонтёрству. И, положив в коробку прибережённые для этого четыреста тенге, начала разговор.

Попивая горячий чай в сторонке от своих товарищей-сменщиков, ребята без запинки отвечали на вопросы. Выяснилось, что они подрабатывают в фонде в свободное от учёбы время, а о вакансии волонтера узнали через объявления в социальных сетях, потом подтянули и своих друзей. С дневной выручки каждый забирает себе двадцать процентов, и, судя по всему, юных благотворителей это вполне устраивает. Правда, сообщить, сколько получается заработать в день, они не смогли. Сказали, что денег не считают – идея важнее: помочь в данном случае маленькому Алану Алтыханову из Шымкента, страдающему ДЦП.

Действуют они от лица благотворительного фонда «Үміт жарығы», в  переводе - «Луч надежды». Впрочем, об этом я узнала давно, вот только дозвониться по номеру, указанному на коробке, да и на инстаграм-страничке фонда, у меня, увы, не получилось, хотя пыталась сделать это две недели подряд: телефон был отключён. Залезла в Гугл. На сайте eKaraganda.kz размещён материал о депутате карагандинского городского маслихата Татьяне КРАВЧЕНКО, являющейся учредителем и председателем Общественного благотворительного фонда «Лучик надежды». Из публикации, в частности, следует: Кравченко недовольна тем, что в Караганде подростки собирают деньги, используя созвучное название «Луч надежды».

Мне удалось до неё дозвониться.

- Мы пытались связаться с их офисом, но никто на связь не выходит, да где их офис находится - неизвестно, они постоянно меняют адрес, - говорит Татьяна Кравченко. –Теперь они появились и в вашем городе. Хочу сказать, что нашей организации «Лучик надежды» более 20 лет. Мы на слуху, нас знают многие предприниматели и жители города. А они, получается, пользуются нашим именем, нашей репутацией. Была даже такая история, когда к нам в фонд позвонила женщина и спросила, мол, где наши деньги на лечение? Мы, конечно, опешили, ведь никаких денег на лечение её ребёнка мы не собирали. А она утверждает, что якобы волонтёры нашей организации ходили с коробками и собирали деньги. Я бы хотела, чтобы вы в своём городе дали этому огласку, потому что не уверена, что эти деньги доходят до адресата.

Вообще, согласно законодательству РК, несовершеннолетние, выполняя волонтерскую миссию, не имеют права иметь дело с наличными деньгами – в целях безопасности. Мы подключали местную полицию, они штрафовали родителей этих детей, но на их место приходили другие.

По словам Кравченко, её фонд никогда не использовал методы сбора денег, практикуемые «Лучом надежды». «Лучик» действует по-другому: в торговых центрах установлены специальные кубы, деньги из них вынимаются только в присутствии незаинтересованных лиц, после чего перечисляются матери больного ребёнка. Та, в свою очередь, даёт расписку в получении.

«У НАС ВСЁ ЧЕСТНО»

От атырауских волонтёров я узнала, что руководителем алматинского фонда «Луч надежды», филиал которого находится в нашем городе, является некий Никита, а на работу их принимала его заместитель Аэлина. Я позвонила Аэлине по предоставленному моими собеседниками номеру, и между нами состоялся нижеследующий разговор.

- Аэлина, наши читатели хотели бы поближе познакомиться с вашей организацией. Кто вы, откуда, и как появились в нашем городе?

- Благотворительный фонд «Үміт жарығы» действует уже 5 лет, а в сентябре этого года открылся и филиал в Атырау, который я возглавляю. Руководитель фонда - Никита Джапаридзе. Все документы, которые подтверждают, что мы действительно благотворительный фонд, у нас имеются.

- Филиал есть только в Атырау или в других городах тоже?

- Почти по всему Казахстану. Скоро планируем открыться и в городе Актау.

- А как детей находите?

- Размещаем объявления на OLX или в соцсетях.

- Ребята, работающие у вас, не достигли совершеннолетия - по закону РК о волонтёрской деятельности вы должны иметь письменное разрешение от их родителей. Таковое у вас имеется?

- У каждого работника фонда имеется личная папка со всеми необходимыми документами. В том числе с распиской от родителей и договором.

- Вы не боитесь, что дети с деньгами на улице могут пострадать от преступников?

- Я каждые два часа обзваниваю всех ребят и интересуюсь их делами. Иногда рядом с ними находятся взрослые менеджеры фонда.

- Сотрудничаете ли вы с акиматом Атырауской области?

- Мы являемся частной организацией и с местными властями не сотрудничаем. По нашему уставу имеем право работать в любых точках города, даже в автобусах.

- Вам известно о существовании карагандинского «Лучика надежды»?

- Да, это государственная организация, мы о ней слышали.

- Вы же должны понимать, что вводите многих заблуждение, назвав себя созвучно с ними.

- Когда я устраивалась на работу в «Луч надежды», у меня был тот же вопрос и было недоверие. Но мой начальник успокоил меня и сказал, что наоборот, плагиат в названии идёт с их стороны. Я вам говорю, что всё у нас честно.

- То есть это они вас копируют? Но это невозможно, ведь они известны под своим названием более 20 лет, а вашему фонду всего 5.

- Это они сами себе сделали такую документацию, что им 20 лет.

- Но эта цифра указана на сайте  маслихата Караганды - вряд ли официальная информация будет ложной.

- Мы судились с организацией Татьяны Кравченко - она хотела, чтобы наш фонд закрыли. Но у неё ничего не получилось, мы отвоевали своё право заниматься этой деятельностью. 


ПОЛИЦИЯ НИ ПРИ ЧЁМ

В дальнейшем выяснилось, что благотворительный фонд «Үміт жарығы» действительно зарегистрирован в Департаменте юстиции города Алматы, а согласно уставу имеет право осуществлять волонтёрскую деятельность на всей территории Казахстана. Недавно полиция южной столицы провела проверку фонда и установила, что все договора с родителями, чьи дети нуждаются в финансовой помощи на лечение – действительны.

Я позвонила по номеру, указанному на коробках, трубку взяла женщина, которая подтвердила, что является матерью больного ребёнка Алана Алтыханова. У неё имеется договор с атырауским филиалом фонда «Үміт жарығы», срок его действия – до 31 декабря этого года.

А осуществляется ли надзор за деятельностью таких фондов на улицах со стороны местной полиции? Пресс-секретарь Департамента полиции Атырауской области Назымгуль КАЙСАГАЛИЕВА пояснила, что они не вмешиваются в дела волонтёрских организаций. А отреагировать полиция может только в том случае, если поступит заявление о чрезмерной настойчивости волонтёров, то есть о приставании к прохожим.

Анастасия АЛЮШИНА

Фото автора

20 декабря 2018, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz