Для начала немного о работе таможенного департамента в общем. Внешнеторговый оборот (по данным базы электронных копий грузовых таможенных деклараций) за январь-август 2010 года составил 13 млрд 235 млн 167 тыс. долларов и по сравнению с предыдущим периодом прошлого года увеличился на 55%, в т. ч. по экспорту на 67%. 99,1% экспорта – топливно-энергетические товары.
Что касается импорта, то ввозится в основном оборудование для нефте- и газодобывающей промышленности (254 млн долл. или 33%), металлы и изделия из них (162 млн долл., 21%), наземный транспорт (136 млн долл., 18%), продукты химической промышленности (89,6 млн долл., 12%).
ОСНОВНОЙ ПОТОК – ГРУЗЫ ИЗ АМЕРИКИ ДЛЯ АФГАНА
По словам начальника поста «Курмангазы» Тулепа БАЛГИМБАЕВА, со вступлением в силу Таможенного союза их работа изменилась. Основным показателем деятельности таможни является сумма средств, поступающих в бюджет в качестве таможенных пошлин и платежей. Так как теперь пошлины на товары, завозимые из России и Белоруссии, отменены, то данный показатель снизился. Зато увеличилась скорость прохождения таможенного осмотра. Кроме того, на посту почти вдвое увеличился транзит грузов – ранее шло 50-60 машин в месяц, теперь – более ста. В основном это грузы компании «Вили Бетс», базирующейся в Германии. Ранее данные грузы из Америки в Афганистан доставлялись через аэропорт «Манас» в Киргизии, но в связи с известными событиями теперь большую часть грузов стали отправлять автотранспортом через «Курмангазы». Специалисты «Вили Бетс» прогнозируют увеличение своих грузов до 300-700 фур в месяц.
Второй показатель – выявление нарушений законодательства. Поскольку таможенное декларирование в рамках союза отменено, теперь у таможенников осталась задача не допускать бесконтрольного провоза товаров, т. е. пресекать экономическую контрабанду. Таможенный контроль заключается в следующем: проверка документов, устный опрос, получение объяснения, таможенное наблюдение, осмотр и досмотр, личный таможенный досмотр. Виды деклараций: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство.
Впрочем, учётно-контрольные функции у таможенников остаются до 1 июля следующего года. По версии самих сотрудников, затем их перекинут на южные границы страны или же на внешние границы Таможенного союза, причем совсем не обязательно в Казахстане.
– Без работы мы не останемся. С апреля у нас произошло сокращение личного состава на треть. Было 39 человек, сегодня – 28. 11 сотрудников получили направления – Шымкент, Тараз и другие города РК, – говорит Т. Балгимбаев.
Особая гордость поста – Центр оперативного управления, благодаря которому возможно электронное декларирование. В Казахстане всего две службы, которые ведут такую работу, – это налоговики и таможня.
КАК БЫ ПСОВ НА РЫБУ НАТАСКАТЬ?
Что касается грузоперевозчиков, то при заезде с российской стороны они получают т. н. контрольный талон прохождения, при выезде из Казахстана такой талон выписывает наша сторона. По словам перевозчика Александра ЗИНЧЕНКО, который работает в российской компании «Ютеп», сейчас груз проходит таможню за час-полтора, а раньше на это могли уйти сутки.
Таможня работает в три смены, и в каждой есть кинолог с собакой. Две собаки натасканы на наркотики, одна – на взрывчатые вещества. Учитывая специфику нашего региона, местные таможенники поднимали вопрос обучения собак поиску рыбы, но кинологический центр, который находится в Алматы, пока молчит. Обнаружив наркотики, собака начинает царапать предмет, в котором он спрятан. А вот при обнаружении взрывчатки спокойно ложится рядом, ведь бомба может среагировать на голос или движение. Умнейшие животные!
ЛЕКАРСТВА – ТОЛЬКО РАЗРЕШЁННЫЕ
Воспользовавшись случаем, журналисты задали таможенникам вопросы, которые интересуют многих предпринимателей. Отвечая на вопрос о т. н. «скоропорте», или скоропортящихся товарах (фрукты, овощи, яйца, цветы и т. д.), таможенники заверили, что он проходит практически беспрепятственно, причем в любое время суток. Что касается ввоза лекарств, то они относятся к области нетарифного регулирования, то есть тут действуют не какие-то экономические выкладки, а лицензии, разрешения и квоты. В этой части есть перечень товаров, запрещенных к ввозу, которым и руководствуются таможенники.
Много проблем приносит бизнесменам применение таможенниками т. н. «условной цены». Раньше её применяли, если у предпринимателя был неполный пакет документов на товар, а теперь могут применить, даже если есть все документы. Недавно так «попали» перевозчики цветов. Каждый килограмм роз им обошёлся в 50 долларов. Это огромные деньги, учитывая, что раньше они платили по 10 долларов. После того как в комитет полетели письма от возмущенных предпринимателей, цену резко снизили до 13 долларов. Сейчас они ждут возврата своих денег. По словам начальника отдела тарифного регулирования Айнагуль ДОСКАЛИЕВОЙ, условные цены применяются в связи с тем, что нередко стоимость товара не соответствует рыночным ценам и указывается предпринимателями по договоренности. А из Астаны приходит другая цена, которую специалисты комитета выводят путем анализа средних цен по всей стране. И если между условной ценой и ценой, указываемой предпринимателем, разница составляет более 20%, производится корректировка заявленной таможенной стоимости. В случае с цветами предприниматели должны написать письма на возврат, и после корректировки и перерасчёта им вернут переплаченное.
ЭКСПОРТ – СЫРЬЁ, ИМПОРТ – ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОДУКТЫ
В два часа на железнодорожный таможенный пост «Акколь» прибывает поезд «Куляб – Москва». Осматривать состав отправляется досмотровая группа в составе шести человек и три кинолога с собаками. В поезде 124 пассажира, считай, пустой. В вагонах застоялый воздух, пахнет рыбой. Служебно-розыскные собаки приступают к работе. У щёголя Бриза красная форма с надписью «Кеден», а вот на здоровяка Рэма формы не нашлось. Он натаскан на поиск пяти видов наркотических веществ. Из Средней Азии идут опий, героин, реже анаша. В день собаки осматривают от одного до трех поездов. Выходной – пятница. Учитывая режим работы собак (20 минут работы, 40 минут отдыха) за два часа каждая из них успевает осмотреть только два вагона. Сами кинологи признают, что искать наркотики в поезде – всё равно что иголку в стоге сена. Тайников может быть множество. Ещё тяжелей весной, когда жители Узбекистана и Таджикистана направляются на работу в Россию, – в состав набивается по 800-900 пассажиров.
Через «Акколь» в среднем за сутки проходит 5 пассажирских поездов по 10 вагонов каждый. 61% транзитного сообщения – из Узбекистана и Таджикистана. А среднесуточный поток грузовых составов – полторы тысячи вагонов. На экспорт идут в основном кокс, сера, цинк, фосфатное сырьё, карбид, лом чёрных металлов, пластиковые трубы, жесть белая, нефть сырая и газ. Импортируются бытовая техника, металлические трубы, лесоматериалы, стройматериалы, технологическое оборудование, комплектующие, сельхозмашины, металлоконструкции, продукты питания. До Таможенного союза в день оформлялось по 100 экземпляров документов контроля доставки, сегодня их количество сократилось до 55-60. Это значит, что импорт из России и Белоруссии составляет около 40% общего объема.
В следующем году на железнодорожном посту тоже планируют внедрить Центр оперативного управления. По мнению начальника поста «Акколь» Нурлана АШЕНОВА, это упростит их работу.
– К примеру, к нам поступает вагон. Все копии сопроводительных документов мы отправляем сразу в Астану, а вагон движется к месту назначения. Астана информирует пункт назначения о движении вагона. Когда он доходит до конечного пункта, к нам поступает информация и мы снимаем вагон с контроля. Бумажная волокита уменьшится, – считает он.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора
7 октября 2010, 00:00
В Атырау -11