Атырау, 21 августа 22:07
Утром ясно+33, днём +38
Курсы Нацбанка: $ 386.91  € 428.81  P 5.79

Макаш-правитель: опыт служения народу

5 августа 2010 в 00:00
Макаш-правитель: опыт служения народуВ любые времена, в любой стране или в любом регионе, как в нашем случае, всегда были свои лидеры, которые сыграли заметную роль в развитии города, края или всего государства. Земляки бережно хранят в памяти их имена, помнят всё, что они сделали для людей. В истории нашего края особое место занимает управлявший почти полстолетия во второй половине XIX века расположенными между Волгой и Уралом Первым и Вторым приморскими округами общественный деятель, ученый-просветитель, этнограф Макаш (Мухамбетжан) Шолтырулы Бекмухамбетов.

Он родился в 1830 году на территории нынешнего сельского округа Макаш Курмангазинского района тогдашней Букеевской Орды. Если говорить о той среде, в которой он появился на свет, то дальние предки Макаша сплошь уважаемые народом бии, отстаивавшие независимость страны батыры. Здесь и знаменитые батыры Койыс и Дербис («Койыс пен Дербіс серт еткен, серт еткен жауын мешіт еткен»), и Турке би, и пользовавшиеся во времена Срыма Датова большим уважением у простых людей Турымбет и Пусырман.

Дед Макаша Бекпембет (в русских документах Бекмухамбет) Букей был одним из 12 приближенных Жангир хана, отец Шолтыр – известным предводителем своего рода (ру). Мать Макаша – внучка непревзойденного мастера слова, известного в Нарыне поэта Сарета, дочь бия Жубаныша, прозванная впоследствии «би-невестка Бекпембета», мудрая Камка.

Свое начальное образование Макаш получил у сельского муллы, затем продолжил обучение в школе Жангир хана, где стремились дать своим питомцам европейское образование. В 1844 – 1851 годы Макаш воспитывался в Оренбургском кадетском корпусе имени Неплюева, по окончании которого получил чин унтер-офицера.

Позднее, в 1859 году, ему был присвоен чин сотника, а в 1864 году – есаула. В 1855 году Макаш стал правителем Второго, а в 1868-1886 годы Первого и Второго округов, а 1886-1893 годы вновь управлял Вторым округом. С 23 апреля 1894 года по 1897 годы он занимал пост советника Временного совета. За особые заслуги в деле управления вверенными округами Макаш был награжден орденом Святого Станислава 2-ой степени, Святой Анны 2-ой степени и Святого Владимира 4-ой степени. Если заглянуть в порядок награждения государственными наградами тогдашнего российского правительства, то вышеуказанные ордена вручались той или иной личности за особые достижения в деле управления страной, за труды по развитию просвещения и культуры, за сохранение и улучшение здоровья народа.

Так каковы же его заслуги?
Макаш-правитель: опыт служения народуРазумеется, в небольшой статье очень сложно дать всесторонний анализ деятельности этой воистину уважаемой народом, особо одаренной личности. Однако если остановиться лишь на главных и важных вехах его пути, то он сполна использовал представившиеся ему возможности управленца.

В те времена полный контроль над органами власти был сосредоточен в руках представителей метрополии, страны–колонизатора. Поэтому представителю другой расы и веры было неимоверно трудно взять на себя инициативу и осуществить свои задумки. Однако Макашу, который неустанно проявлял заботу о своих ближних и дальних соотечественниках, все же удалось стать одним из 4 казахов, вошедших в состав депутации внутренней Орды, побывавших в июле 1881 года на приеме у царя и обсудивших с ним ряд актуальных вопросов. Впоследствии он совершил еще несколько поездок в Петербург в составе депутации.

В 1896 году он вместе с местным акимом Утешкали Атаниязовым презентовал царю изготовленный из золота и обрамленный бархатом макет казахской юрты. Во время этой поездки они убедительно просили администрацию царской России спасти казахский народ от крещения и предоставить им возможность остаться в своей прежней мусульманской вере. Помимо этого они попросили помочь со средствами для озеленения и посадки цветов на территории Второго приморского округа, который к тому времени стал одним из экологически неблагополучных районов из-за глубокой эрозии почвы.

В конечном итоге все их просьбы были удовлетворены. В степной местности, в песчаных дюнах была произведена посадка осоки, тамариска, кумаршыка, а вдоль всей реки – карагача и других кустарниковых. Специально для этого были отобраны работники по уходу за зелеными насаждениями, были назначены егеря.

Макаш прославился в своем родном крае еще и тем, что наряду с непревзойденным ораторским искусством обладал особым даром решать вопросы управления страной справедливо и мудро. Он отстаивал вверенные ему территории от поползновений яицких казаков с одной стороны и астраханского казачества – с другой. Выступал он и против бесчинств местных русских купцов и прилагал огромные усилия для расширения территории, занимаемой казахами, и его усилия неизменно заканчивались успехом. Удивительно, но, умело используя исторические памятники (древние захоронения, надгробные плиты и др.) и языковые сведения (названия таких местностей, как Астрахань, Бозан, Кумозек, Тумак), он сумел доказать комиссии, состоящей из представителей царской администрации, что управляемые им округа исторически являются исконно казахскими землями.

В этой связи необходимо отметить его хорошие отношения с градоначальниками Астрахани, с руководством высших учебных заведений, научных институтов, библиотек городов Казань и Санкт–Петербург.
Это стало основанием для открытия в его родном крае одновременно 25 мусульманских школ для обучения детей грамоте, русско-казахской школы в Ганюшкино, для которой он пожертвовал значительную часть своих личных сбережений. Он лично собирал лучшие образцы устного народного творчества – крылатые выражения, пословицы и поговорки, писал познавательные статьи, дающие понятие о традициях, обрядах своего народа, прилагал много сил для того, чтобы дать понять представителям других национальностей, что у казахов есть свои сложившиеся культурные традиции, свой неповторимый духовный мир. Это такие его работы, как «Быт и нужды казахов» («Астраханские ведомости», 1894, №4), «Благотворительность в казахской степи» («Астраханский вестник», №2722, 03. 05. 1898). В свое время эти этнографические статьи получили высокую оценку со стороны представителей русской интеллигенции, и Макаш был избран членом Астраханского географического общества.

Позже, в 1910 году в Астрахани вышла в свет книга «Кочевые казахи и калмыки в Астраханской губернии». В книгу вошла статья члена общества по исследованию Астраханского края Г. И. Щербакова «О киргизской (казахской) степи в Букеевской Орде», в которой были проанализированы труды Макаша.

Некоторые рукописи Макаша сохранились в Санкт-Петербурге в публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, в фонде профессора Института востоковедения Российской Академии наук И. Н. Березина. Некоторые из них в разные годы собрал и издал отдельной книгой автор этих строк («Макаш аким», Алматы, «Арыс», 2004).

Наряду с этим можно сказать, что М. Бекмухамбетов подвинул временные границы истории казахской литературы с XVII века в XV век, то есть на триста лет назад. Свидетельство тому – собранные им высказывания живших в те времена поэтов Шалкииза, Доспамбета, Жиембета жырау и Есета би, которые он издал отдельной, выпущенной в Казани в 1908 году, книгой под названием «Жаксы угіт», в которую включил и собственные переводы басен И. А. Крылова «Разборчивая невеста», «Осел и соловей».

Макаш еще с детских лет был очень близок к искусству игры на домбре, где бы он ни находился, все время собирал вокруг себя известных в то время акынов и жырау, термеши и кюйши. Он дружил с известным акыном рода адай Нурымом Шыршыгулулы и тамма Досжаном, с такими ораторами, как Атембек, Жантурган, композитором-кюйши Курмангазы, Сокыром Есжаном.

Сам Макаш Шолтырулы тоже создал кюи, такие, как «Салык олген», «Байжума», «Кокжорга». До нашего времени их донесла и поныне здравствующая Асима Измухамбетова. Эти произведения исполняются в музыкальных школах, на сцене, в народе.

Макаш побывал на приеме у тогдашнего правителя Временного совета Лазаревского и добился выдачи «белого билета», в котором было указано, что «отныне силовыми структурами будет обеспечено спокойствие для К. Сагырбайулы и будет предоставлена возможность свободного передвижения». Таким образом, Курмангазы получил возможность провести безмятежно последние 10-15 лет своей жизни в окружении своих родственников на острове Сахна близ Алтынколя Астраханской волости.

Переживший преследования со стороны богачей, лишившийся одного глаза, кюйши Сокыр Досжан также обрел покой возле Макаша – правителя и впоследствии стал одним из виртуозных исполнителей казахских кюев.
Макаш-правитель: опыт служения народуКак уже было замечено, Макаш уделял большое внимание социально-экономическому развитию управляемого им региона. Особое значение он придавал развитию оседлого образа жизни, ориентации на европейскую культуру, русскоязычному обучению и в особенности обучению молодежи. Он создал условия для обучения в университетах Казани и Санкт-Петербурга для своих сыновей Амиржана и Жамилжана, Фазыла и Шафхата, племянника Бахтыгерея Кулманова, двоюродных братьев Махмута Шолтырова, Уалитхана Танашева, односельчанина Сейткали Мендешова, помогал средствами своим родственникам, проявлял всяческую заботу о них.

При прямом участии Макаша в веренных ему округах развивались рыбное хозяйство и земледелие, возросла торговля и товарообмен с ближними и дальними городами России. На экспорт в те времена вывозилась животноводческая продукция, рыба (в виде сырья), а импортировались мука, чай, сахар, ткани, бытовые изделия, одежда, керосин, мыло и другие товары потребления, строительные материалы. Некоторые из возведенных по приказу Макаша рубленых домов сохранились до сих пор, один из них находится в Ганюшкино.

Особое внимание он уделял улучшению породы скота. “Киргиз-казах от природы не обижен ни в каком отношении: он телом дороден, умом смышлен, бодр, смел, предприимчив. Но они (казахи) прежде всего думают об увеличении поголовья скота и никоим образом не об улучшении его породы, – писал султан Макаш. – Не лучше ли держать сотню голов скота вместо тысячи? Мы бы сделали доброе дело, если бы добились того, чтобы этим небольшим количеством скота можно было бы сполна удовлетворить все потребности скотовода».

Это отрывок из его статьи «Быт и нужды казахов». Здесь же он пишет: «Не пришло ли время подумать об изменении уклада жизни или, другими словами, принять полную оседлость? Используя воду, можно создать орошаемые сенокосные угодья, заняться земледелием». Макаш в данной статье вынес на всеобщее обсуждение в общей сложности 28 проблемных вопросов, среди которых были: экологическое положение в округе, использование пастбищ, борьба с бедностью, происхождение казахов, формирование производства, кочевничество и предпринимательство, оседлость.

А как вы расцените то, что он по просьбе дагестанцев на основе русских букв собственноручно подготовил алфавит для обучения детей грамоте, или его дружеские отношения с двоюродным братом В. И. Ленина Василием Ульяновым, его тесную дружбу с русскими учеными В. В. Григорьевым, Г. С. Карелиным, И. Н. Березиным, венгерским ученым А. Вамбери, или то, как он выпросил у тюремного начальства на 5 дней сосланного в Астрахань Н. Г. Чернышевского, увез в казахскую степь и потчевал его?

Как бы там ни было, но в сознании казахов Макаш всегда занимает особое место. Когда он ушел на покой, его место занял некий Мерали, который оставил о себе неблагоприятное впечатление своей особой жесткостью в отношении народа, самонадеянностью и мздоимством. По просьбе своих земляков Макаш написал своему преемнику письмо с поэтическим назидательным посланием:

Мыќтымын деп тасыма,
Осалсыњ деп жасыма,
Јзімшілдік, озбырлыќ
Ой келмесін басыња,
Менменсінсењ асќаќтап,
Жаќыныњ келмес ќасыња
Тєкаппарлыќ жаман-ды
Т‰бінде ќорлыќ басыња.

Разумеется, это было его неизменным жизненным кредо. Потому что никто из подданных прожившего 74 года правителя не обвинил его в притеснениях или клевете. Стало быть, оказание почета, возвеличивание имени нашего знатного земляка, со дня рождения которого в этом году исполняется 180 лет, является нашим долгом.

Академик национальной академии наук естествознания РК
Утепберген АЛИМГЕРЕЕВ
Снимки взяты из личного архива Утепбергена Алимгереева


Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

12797 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4