Атырау, 27 апреля 23:23
 ясноВ Атырау +23
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

«Зря родители паникуют»

8 765 просмотров

Image 1

Первоклашек, которые отправятся в школу в этом году, ждет новая учебная программа. Учителя начальных классов уже проходят соответствующую подготовку. О том, какие нововведения ожидают будущих школяров помимо пятидневки и трехъязычия, мы беседовали с тренером центра педагогического мастерства Атырауского филиала АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» Гулсум МАКСОТОВОЙ (на снимке).

«У ВСЕХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Image 0- Гулсум Максотовна, кто занимался обновлением программы и с какой целью?..

- …Педагоги Назарбаев Интеллектуальных Школ совместно с Национальной академией образования имени Алтынсарина. Конечным «продуктом» должен стать выпускник средней школы, свободно владеющий тремя языками – казахским, русским и английским, с широким кругозором, свободно выражающий свои мысли, с хорошими коммуникативными навыками.

Обновлённая образовательная программа запускается в 2016-17 учебном году и начинается с первого класса. Преподавание построено на основе методик Назарбаев Интеллектуальных Школ, которые уже проверены временем.

Важным было предоставить всем ученикам равные стартовые условия. Именно поэтому, как вы уже знаете, в этом году было отменено вступительное тестирование для первоклассников в лицеи и гимназии. Теперь детей принимают в образовательные учреждения исключительно по месту жительства. Я считаю это правильным, у всех должны быть равные возможности. Важно и то, что обучение в начальных классах будет проходить по инновационным методикам НИШ, которые теперь доступны всем. А далее, начиная с пятого класса, дети и их родители уже смогут решать – идти ли в лицей или гимназию, или продолжать обучение в обычной общеобразовательной школе.

- Каковы принципиальные отличия этой программы от прежней?

- Отличий много. Осмелюсь даже сказать, что это совершенно новая модель преподавания, не похожая на ту, к которой мы все привыкли. Изменения коснутся и самой методики, и системы оценок. Некоторые школьные дисциплины будут интегрированы в один предмет. Например, в первом классе появится «Естествознание», которое раньшн преподавалось в 5-м классе.

Теперь школьники уже на раннем этапе будут делать первые шаги в науку, приобретать исследовательские навыки. Новый предмет «Познание мира» включает в себя элементы истории, географии и права. «Изобразительное искусство» и «Труд» интегрируются в новую дисциплину «Художественный труд». Английский язык будет изучаться более серьёзно. Если раньше русский язык в казахских классах преподавался с третьего класса, то теперь его начнут изучать уже в первом. Казахский язык в русских классах и раньше преподавался с первого класса, здесь всё так и остаётся.

Одно из новшеств – по всем предметам в ходе учёбы будут сквозные темы. Ну вот, например, сквозная тема «Моя семья» может быть применена на уроке математики. Ребята могут посчитать, сколько человек в их семье, сколько детей, сколько взрослых, кого больше – детей или взрослых. И тема семьи через разнообразные тематические задания может проходить по всем дисциплинам.

В процессе учёбы уже в первом классе будут присутствовать элементы логики, моделирования и многое другое, чего не было раньше.

- Не рановато для первоклашек?

- Отнюдь. Напротив, нужно понимать, что новая методика продиктована временем. Посмотрите на современных детей. Они сейчас запросто смогут объяснить, что такое 2D- или 3D-фигура, и не просто объяснить, но и отыскать примеры в окружающем их пространстве.

Очень важно, чтобы дети принимали непосредственное участие в познании предмета. Например, на уроке математики можно не ограничиваться визуальным изучением геометрических фигур, а предложить ученикам смоделировать их из подручных материалов. То есть ребенок на уроках из слушателя превращается в непосредственного участника образовательного процесса.

НЕ ВОЖДЬ, А ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ

- Наверняка и роль учителя претерпит изменения?

- Однозначно. Раньше учитель играл в образовательном процессе роль руководителя, сейчас он участвует в этом процессе наравне с учащимися. Его задача – вовлечь детей в процесс познания. В этом и заключается преимущество новой методики. Если раньше учитель, образно говоря, «разжевывал» информацию, то теперь он организует урок таким образом, чтобы ученики принимали непосредственное участие в получении знаний – через активные задания, работу в группах.

- Вначале вы сказали, изменится и система оценок.

- Да, мы уходим от привычной пятибалльной системы. Ведь часто так бывает, когда учитель ставит, скажем, четверку с «минусом», чтобы не ставить тройку. Или четверку, потому что не может поставить твердую пятерку. Новая система предполагает критериальное оценивание, когда педагог наблюдает за учащимся и отмечает, достиг ли он поставленных целей, что ему удалось, а где стоит быть более усердным. В школе появится электронный журнал, куда учитель будет заносить свои наблюдения по разным критериям. При этом мы будем отходить от прямого указывания на ошибки. Оценивая работу школьника, учитель в первую очередь должен отмечать его успехи и достижения и лишь указывать то, на что школьник должен обратить внимание, а не использовать такие негативные слова, как «плохо», «неудовлетворительно». Ведь чего дети боятся на подсознательном уровне? Плохих оценок. Теперь у них появится возможность, используя комментарии учителя, проанализировать свою работу ещё раз и провести работу над ошибками.

Кстати, родителям первоклашек не стоит сильно переживать насчет внедрения новой системы оценивания знаний учащихся. Первые три четверти у них будет букварный период, и к оценкам мы придем плавно и безболезненно.

- Довольно свободная форма уроков, где ученику предоставляется возможность самостоятельно получать знания, новая система оценивания... Не скажется ли всё это негативно на некоторых школьниках, ведь среди них есть более сильные, есть и послабее?

- Нет, не скажется. Перед учителем остается одна из главных задач – вовлечь всех детей в процесс обучения. Если речь идет о групповых занятиях, где дети самостоятельно изучают предмет очередного урока, то в любом случае каждый ребенок будет вовлечен в процесс. Такие занятия хороши еще и тем, что дети быстрее впитывают информацию, полученную от своих сверстников. А коллективная работа будет способствовать подтягиванию более слабых до уровня более сильных. Большую роль здесь играет уровень педагогического мастерства учителя – насколько он сможет построить урок, чтобы всем детям было одинаково интересно.

«УЧЕБНИКИ РАЗРАБОТАНЫ, ШКОЛЫ ГОТОВЫ»

- Много сейчас говорят о внедрении в учебный процесс трехъязычия. Каким образом оно будет осуществляться в первом классе?

- Действительно, многие родители сейчас паникуют. Смею заверить, что для беспокойства нет причин. Первоклашкам будут даваться лишь ключевые фразы и отдельные термины на английском языке. Это не сложно. Тем более английский язык сейчас начинают изучать еще в детском саду.

- Каким образом учитель начальных классов, который не владеет английским, сможет давать те же самые ключевые фразы?

- Им в помощь разработаны методические пособия, в том числе аудиоматериалы.

- Как вы считаете, готовы ли наши школы к переходу на новую программу образования?

- В 30 школах Казахстана уже апробировали эту модель образования в пилотном режиме. В Атырауской области пилотный проект был успешно реализован в прошлом году на базе школы-лицея №17 и школы им. Мырзагалиева в Исатайском районе. Все школы сегодня оснащены интерактивными экранами, проекторами, компьютерами. Педагоги проходят обучение. Учебники и рабочие тетради разработаны. Так что с 1 сентября все школы смогут обучать первоклашек уже по новой методике.

Тамара СУХОМЛИНОВА

14 июля 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz