«Создание экологических фондов в бюджетном законодательстве РК не предусмотрено». Такой ответ получил на своё обращение в правительство РК директор Научного центра региональных экологических проблем Атырауского института нефти и газа академик Муфтах ДИАРОВ.
АПОКАЛИПСИС НАШИХ ДНЕЙ
В своём обращении учёный предложил восстановить экологические фонды при областных акиматах, куда бы направлялись экологические штрафы от недропользователей, а также разработать «Социально-экономическую программу оздоровления окружающей среды в Атырауской области».
Диаров напомнил, что с советских времен вплоть до 2001 года штрафы за загрязнение окружающей среды поступали в специальные экологические фонды при областных центрах страны и затем расходовались на оздоровление природной среды.
«В 2002 году тогдашний премьер-министр РК Нурлан БАЛГИМБАЕВ упразднил экологические фонды из-за трудной экономической ситуации в стране. С тех пор все штрафы за деградацию природной среды поступают в государственный бюджет РК, – пишет в своём обращении М. Диаров. – Между тем в Атырауской области в связи с интенсивным развитием промышленности и ускоренным освоением высокоядовитых подсолевых нефтей в казахстанской части Каспийского моря происходит широкомасштабное загрязнение всех сфер (атмосфера, почва, растительность, вода, недра). Растет общее загрязнение края».
Он приводит в пример деятельность ТОО «Тенгизшевройл»: «В 1993-2012 гг. Тенгизшевройл добыл 256,618 млн тонн нефти, выбросив при этом в атмосферный бассейн 1065,79 тысячи тонн вредных веществ. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный бассейн на одну тонну добытой нефти составили 4,15 кг, что почти в 2 раза больше проектных показателей.
Из общих выбросов (1065,79 тыс. тонн) 266,3 тысячи тонн приходится на SО3, 133 тысячи тонн – на NО2. Из них могли образоваться серная кислота Н2SО4 – 324,9 тыс. тонн и азотная кислота НNО3 – 182,21 тысячи тонн. В связи с этим постоянно на нашей территории идут кислотные дожди. Масштабы их проявления не изучены.
Несмотря ни на что, в будущем Тенгизшевройл собирается увеличить объём добычи до 36 млн тонн в год против нынешних 24 млн.
Аналогичная картина наблюдается на крупнейшем Кашаганском месторождении подсолевых нефтей. При первоначальном объёме добычи 21 млн тонн в год объем выбросов составит 63 тысячи тонн. На втором этапе освоения месторождения объем добычи должен составить порядка 50 млн тонн в год с годовыми выбросами загрязняющих веществ в атмосферный бассейн 150 тысяч тонн.
Кроме того, в 20 км от г. Атырау решением правительства создана свободная экономическая зона по производству нефтехимической продукции: полипропилена (550 тысяч тонн в год) и полиэтилена (850 тысяч тонн в год), всего предполагается открыть свыше 10 химических производств.
Постоянно наращивается мощность атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ), расположенного в городе и работающего на тенгизской высокоядовитой подсолевой нефти. Наращивание мощностей существующих производств и создание новых, очень вредных для окружающей среды химических производств, осуществляется волевыми решениями правительства Казахстана совершенно без учёта экологической ёмкости нашей территории.
НЕФТЬ И БОЛЕЗНИ
Муфтах ДИАРОВС 2002 года штрафы за загрязнение природной среды идут в госбюджет Республики Казахстан. Получается, чем интенсивнее загрязняется природная среда, тем больше штрафов поступает в госбюджет, и государство становится богаче за счёт ущерба биосфере. Это обстоятельство я считаю абсолютно недопустимым.
При нормальной, безаварийной деятельности нефтяных компаний из расчета 3 кг выбросов на 1 тонну добытой нефти на Тенгизском месторождении при годовой добыче 36 млн тонн выбросы составят 108 тыс. тонн, на Кашаганском месторождении при добыче 21 млн тонн в год выбросы составят 63 тыс. тонн. Таким образом, в ближайшее время при добыче подсолевых нефтей на Тенгизе и Кашагане общие выбросы в атмосферный бассейн составят 171 тыс.тонн, что почти в 3 раза больше нынешнего уровня. Очевидно, что общая заболеваемость населения края тоже возрастёт в 3 раза.
Темпы роста заболеваемости населения нефтяного региона критические. После 10 лет разработки Тенгизского месторождения общая заболеваемость жителей поселка Сарыкамыс, находившегося в 18-20 км от Тенгизского месторождения, составила 90%, средняя продолжительность жизни – 46 лет. Позднее жители посёлка Сарыкамыс (около трёх тысяч человек) были переселены на новое место жительства.
Под влиянием деятельности Тенгизшевройла за последние 20 лет общая заболеваемость населения г. Кульсары, находящегося на расстоянии 100 км к северо-востоку от месторождения «Тенгиз», возросла более чем в 10 раз.
Если своевременно не принять оздоровительных и социальных мер, заболеваемость населения нефтяного края приблизится к катастрофической.
В связи с этим прошу вас восстановить экологические фонды при областных центрах, куда бы поступали все штрафы за загрязнение окружающей среды и спонсорская помощь недропользователей. Все средства экологического фонда расходовались бы на оздоровление окружающей среды; в связи с резким ухудшением экологической обстановки разработать «Социально-экономическую программу оздоровления окружающей среды Атырауской области».
«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО»
Обращение Диарова, поступившее в канцелярию премьер-министра РК, было направлено для рассмотрения в министерство окружающей среды и водных ресурсов.
– К сожалению, на свои конкретные вопросы получил стандартные ответы, – говорит Муфтах ага.
Ниже приводим ответ (в сокращении) вице-министра окружающей среды и водных ресурсов Е. НЫСАНБАЕВА: «Касательно создания экологического фонда отмечаем, что в соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РК от 4 декабря 2008 года №95-IVдействует Национальный фонд РК. Национальный фонд представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счёте правительства РК в Национальном банке РК, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. При этом поступления в Национальный фонд РК, помимо других поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты), состоят в том числе из поступлений за нарушения условий нефтяных контрактов. На основании вышеизложенного сообщаем, что создание местных экологических фондов в бюджетном законодательстве РК не предусмотрено».
Подготовила Сауле ТАСБУЛАТОВА