
Второй год семья горожанина Сергея Гутая, умершего в наркологии, пытается добиться справедливости и привлечь виновных в его смерти к ответственности. Полицейское расследование было проведено с нарушениями, а прокуратура не заинтересована в торжестве закона, считают они.
Напомним, в мае 2024 года житель Атырау Сергей Гутай был доставлен в Центр психического здоровья (наркология) из полицейского спецприемника, куда был помещен по решению административного суда. И, пробыв в этом спецучреждении чуть больше суток, мужчина умер, будучи привязанным в палате к кровати.
По мнению его родственников и представляющего их интересы адвоката Айбара Косымбаева, смерть носила явно криминальный характер, так как на теле покойного были обнаружены многочисленные кровоподтеки и гематомы. При этом, согласно свидетельским показаниям и полицейских, и медперсонала, когда Гутая изначально доставляли в спецприемник, а затем в наркологию, то никаких телесных повреждений у него не было.
Полиция начала досудебное расследование по статье 99 Уголовного кодекса – «Убийство», назначив положенную в таких случаях судебно-медицинскую экспертизу, которая, однако, вынесла заключение, что Гутай умер от «алкогольной кардиомиопатии, осложненной сердечно-сосудистой недостаточностью», а все телесные повреждения «получены прижизненно, за 3-5 суток до проведения экспертизы, причинили легкий вред здоровью и не имеют причинной связи со смертью».
Не согласные с такими выводами, адвокат и Виктор Гутай (брат покойного) после неоднократных жалоб с большим трудом добились проведения еще одной экспертизы – комиссионной, в Актюбинском межрегиональном центре судебных экспертиз. Но заключение второй экспертизы тоже особо не отличалось от первой, после чего 31 августа прошлого года следователь областного департамента полиции Куспанов прекратил дело с формулировкой «в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения», нарушив нормы Уголовно-процессуального кодекса, так как письменно и своевременно не уведомил потерпевшую сторону о прекращении следствия, не ознакомил с материалами дела и лишил возможности внести ходатайства.
О том, что расследование свернули, адвокат и Виктор Гутай узнали случайно, получив доступ к материалам прекращенного уголовного дела только после вмешательства редакции «АЖ» – причем им дали с ними ознакомиться не в полном объеме, а лишь частично.
«Такие действия полиции, мягко говоря, вызывают сомнения в объективности и беспристрастности проведенных следственных действий, – говорит адвокат А. Косымбаев. – Учитывая также тот факт, что следователь Куспанов по непонятным причинам своевременно не изъял записи с камер видеонаблюдения, установленных в коридоре Центра психического здоровья, по которым можно было бы четко определить – кто заходил к С. Гутаю ночью в палату, после чего он умер».
Далее, по словам адвоката, начались непонятные манипуляции. В день прекращения уголовного дела следователь Куспанов выделил в отдельное производство материалы по факту получения Сергеем Гутаем легких телесных повреждений. Полицейский зарегистрировал это в КУИ (Книга учета информации) и отправил на расследование по территориальности в ГОП-1 (Балыкши), но не стал регистрировать в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований), нарушив пункт 18 «Инструкции о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате», утвержденной приказом Генеральной прокуратуры за №2 от 3.01.2018 г.
«Следователь обязан был зарегистрировать дело в ЕРДР, но поскольку этого сделано не было, то сотрудники Балыкшинского отделения оставили материал без рассмотрения и отправили, как это принято у них говорить, в номенклатурную папку. То есть ничего не расследовали, – рассказывает Косымбаев. – Тем не менее, впоследствии я обратился в прокуратуру, требуя привлечь к уголовной ответственности за укрытие факта уголовного правонарушения всех причастных к этому полицейских. Но управление собственной безопасности департамента полиции дело возбудило почему-то на некоего участкового, которое потом прекратило за отсутствием состава уголовного правонарушения».
А теперь главное. Адвокат Косымбаев по своей инициативе обратился в Алматинскую региональную ассоциацию судебных медиков, приложив материалы двух вышеупомянутых экспертиз, согласно которым пациент наркологии якобы ушел из жизни по естественным причинам. И заключение специалиста Алматинской ассоциации полностью это опровергло!
«Все обнаруженные телесные повреждения в виде ссадин, кровоподтеков и кровоизлияние в мягкие ткани головы и груди, перелом ребра носят признаки прижизненного характера, образовались единовременно в результате неоднократного действия тупых твердых предметов с ограниченной травмирующей поверхностью и с различной силой воздействия. (…) Непосредственной причиной смерти является травматический шок, вызванный неоднократным воздействием травмирующего предмета в левую теменную область головы и в область груди, где в мягких тканях имеются кровоизлияния. Наступление смерти гр-на Гутай С.В. от алкогольной кардиомиопатии как клиническими объективными данными, так и результатами патогистологических исследований не установлена», – говорится в документе.
Проще говоря, человека просто забили до смерти…
С этими данными защитник обратился к теперь уже бывшему прокурору Атырауской области Бауыржану Жумаканову с просьбой возобновить расследование, но тщетно. Надзорное ведомство посчитало, что следствие прошло чинно и гладко и дальше разбираться в причинах смерти горожанина необходимости нет.
На днях адвокат повторил попытку «достучаться до небес», побывав на приеме у нового прокурора области Мадияра Басшыбаева.
Лев ГУЗИКОВ
В Атырау +1