Госпитализация 47-летнего жителя Атырау в Центр психического здоровья (так теперь называется областная наркология) закончилась трагически. Как подозревают родственники, а также их адвокат, пациент умер не своей смертью. В обстоятельствах дела разбирался корреспондент «АЖ».
Вечером 19 мая горожанина Сергея ГУТАЯ забрали из дома сотрудники полиции и на следующий день отвезли в административный суд, где ему дали десять суток ареста за «Нарушение установленных судом особых требований к поведению правонарушителя» (ч. 2 ст. 669 КоАП).
Вскоре административный арест пришлось прервать, и из полицейского спецприемника ночью Сергея (впервые в жизни) перевезли в Центр психического здоровья, где он пробыл чуть более суток.
«О том, что он умер, я узнал утром 25 мая. В морг на опознание удалось попасть только в присутствии полиции, – рассказывает брат покойного Виктор ГУТАЙ. – И при визуальном осмотре, зафиксированном на видео, отчетливо видно, что его сильно били. Тело в многочисленных кровоподтеках и гематомах в области лба, шеи, челюсти, груди, паха, на руках и ногах. Возможно, есть перелом ноги и ребер».
Согласно материалам дела, после того как полиция забрала Сергея, ему констатировали алкогольное опьянение средней тяжести. В наркологию его привезли в ночь на 23 мая с диагнозом «психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением алкоголя, абстинентное состояние с делирием». А рано утром 24 мая он умер.
«В тот же день была назначена судебно-медицинская экспертиза. Причем изначально уголовное дело возбудили по факту обнаружения трупа без явных признаков криминального характера, но после моего обоснованного ходатайства переквалифицировали на часть 1-ю статьи 99 «Убийство» УК РК», – говорит адвокат Айбар КОСЫМБАЕВ.
Наряду с этим 1 июня полиция удовлетворила ходатайство защитника о проведении комиссионной судмедэкспертизы. Она назначается в случаях необходимости производства сложных исследований и делается не менее чем двумя экспертами одной специальности. Однако областной Институт судебных экспертиз отказал в ее проведении, мотивируя тем, что еще не готово заключение первой экспертизы, сославшись на части 3 и 4 статьи 287 Уголовно-процессуального кодекса (УПК).
«Этот отказ был абсолютно необоснованным. Норма УПК, на которую ссылается директор Института, не относится к комиссионной экспертизе, – считает адвокат. – Более того, часть 2 статьи 272 УПК гласит, что постановление органа, ведущего уголовный процесс, о проведении экспертизы обязательно для исполнения. Таким образом, судэкспертиза, относящаяся к министерству юстиции, проигнорировала распоряжение следствия! Жалобы по этому поводу в прокуратуру ни к чему не привели. Она поддерживает незаконные действия Института судебных экспертиз Атырауской области».
Пока проводилась первая экспертиза, в суде в ответ на запрос «АЖ» подтвердили факт ареста на десять суток, а в полиции – проведение досудебного расследования.
По словам адвоката, имеется несколько записей с камер видеонаблюдения, расположенных в Центре психического здоровья, на которых видно, как полицейский доставил Сергея Гутая в приемный покой, затем он отпрашивается, предположительно, покурить, передвигается самостоятельно без посторонней помощи, а потом… его тело уже выносят на носилках.
«Следователь мне сказал, что в наркологию брата привезли без побоев, там каждые два часа по палатам делают обход, – добавил Виктор Гутай. – Обнаружил его утром дежурный врач в крайне тяжелом состоянии, вызвали «скорую», и при оказании медицинской помощи он скончался».
Результаты судмедэкспертизы стали известны 25 июня, согласно которой причиной смерти стала «алкогольная кардиомиопатия, осложненная сердечно-сосудистой недостаточностью». Переломов эксперты не обнаружили, а имеющиеся ссадины и кровоподтеки «получены прижизненно, за 3-5 суток до проведения экспертизы, причинили легкий вред здоровью и не имеют причинной связи со смертью». К заключению должны были прилагаться результаты гистологического исследования, но они почему-то отсутствуют.
С такой экспертизой собеседники «АЖ», естественно, не согласны, и добиваются проведения той самой комиссионной судмедэкспертизы, которую кто-то очень не желает проводить. Между тем, брата умершего неоднократно и настоятельно просят забрать тело из морга и похоронить, после чего провести комиссионную экспертизу будет если не затруднительно, то вовсе невозможно.
В самой наркологии от комментариев воздержались.
Лев ГУЗИКОВ