Атырау, 8 декабря 07:44
 облачноВ Атырау +2
$ 504.49
€ 587.73
₽ 6.57

Лаура Сулейменова: «Почему в нацкомпаниях культура ест стратегию на завтрак»

5 927 просмотров

Эксперт по коммуникациям и экс-журналист АЖ рассказала, почему тонет мотивация, выгорают специалисты и исчезает доверие в КазМунайГазе и в других нацкомпаниях с точки зрения корпоративной культуры.

По мнению эксперта, здесь, как и в государственной системе, нет преемственности управленческих решений.

«Приходит одна команда и обнуляет принятые решения и программы предыдущей — без учёта их объективных результатов. Всё уже реализованное и запланированное отменяется, и с чистого листа выносятся новые документы и инициативы. Зачем проявлять инициативу, стараться сделать работу на своём участке эффективнее и лучше, если придёт новая команда, и бывшие лидеры станут аутсайдерами, а карт-бланш будет у новых фаворитов? Именно так сегодня рассуждают управленцы среднего звена в дочерних организациях (ДЗО)".

И действительно, можно наблюдать тенденцию: каждые три-пять лет, после очередной смены первого руководителя, в нацкомпаниях обновляется штатное расписание, кардинально меняются подходы к стратегическому развитию, пересматривается перечень приоритетных проектов и затрат.

Как говорит Л. Сулейменова, это обычная практика в нефтянке, когда пришедшими первыми руководителями «отменялись» как неэффективные ранее одобренные решения, блокировались важные статьи бюджета. А спустя время — уже при отсутствии собственных результатов — достигнутые ранее итоги вдруг подавались в интервью СМИ как достижения нового руководства.

По ее мнению, самый тяжёлый итог этой непоследовательности и несправедливого отношения к собственным кадрам — взращённое в сотрудниках тотальное недоверие к руководству и ощущение бессмысленности своего труда.

«На этом фоне ярко контрастирует управленческая культура в крупных нефтегазовых проектах с участием инвесторов. Там смена первого руководителя происходит плавно, с понятной логикой. За много месяцев до назначения становится известно, какие бизнес-задачи должен решить новый руководитель, где он работал до этого и куда уходит его предшественник. Передача дел идёт поэтапно, проводятся личные встречи с линейными командами, формируется преемственность. Но самое главное — все ключевые руководители и специалисты остаются на местах, продолжая последовательную работу. Никто не сносит всё "под ноль".

А у нас — резкие смены курсов и приоритетов в нацнефтянке вызывают постоянные авралы, дезориентацию персонала, а следом — эмоциональное выгорание и крайние формы отрицания: «тихий уход», утечка информации, увольнения квалифицированных специалистов, а сегодня уже — и открытые конфликты, включая физические стычки».

Как результат она приводит пример: даже предлагая в годовом выражении более высокий доход, национальные компании и их ДЗО проигрывают международным операторам и бизнесу в наличии здоровой корпоративной культуры.

«Ну как тут не вспомнить старину Друкера и его фразу: "Культура завтракает стратегией"»?

Действительно, у нас, как показывает практика, она делает это ежедневно. С аппетитом.

28 июля, 16:52

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.