
О результатах судебного процесса рассказал адвокат Данильхан Шагатаев в своем телеграм-канале.
Что произошло в аэропорту Антальи?
21 декабря 2024 года десятилетний ребенок в составе группы футболистов отправился на футбольные сборы рейсом КС 915 Алматы/Анталья. Ребенку была приобретена услуга сопровождения несопровождаемого ребенка. При прохождении регистрации на рейс, досмотра и посадки на самолет у ребенка при себе были все необходимые документы, которые находились на шее в специальной сумке.
По прилете в Турцию ребенок обнаружил отсутствие загранпаспорта, сообщил об этом сопровождающему сотруднику Эйр Астана, однако паспорт найти не удалось. В результате ребенок без загранпаспорта не смог пройти паспортный пограничный контроль в Турции, и был помещен в специальную комнату для депортации.
Ребенок находился двое суток, а именно с 21 декабря по 23 декабря 2024 года, один в комнате для депортации без представителей авиакомпании. Ребенка попросту бросили одного. В это время встречающая сторона не могли пройти к ребенку, так как ребенок застрял в транзитной зоне и посторонних туда не впускают.
Все это время ребенок, которому всего 10 лет, плакал и не мог понять, почему с ним произошла подобная ситуация. Его допрашивали, но ситуация усугубилась тем, что ребенок не владеет иностранными языками, соответственно он не понимал речь работников пограничного контроля, сотрудников полиции и работников аэропорта. Ему не была обеспечена со стороны авиакомпании какая-либо помощь в представлении его интересов.
Мама ребенка была с ним на связи, но ребенок толком в силу своего возраста не мог объяснить, почему он находится один без защиты и представительства авиакомпании. Вместе с матерью ребенка юристу удалось самостоятельно выйти на представителей Генерального консульства Республики Казахстан в Анталии. И только спустя двое суток ему был оформлен временный документ на возвращение обратно в Казахстан.
Что решил суд?
Авиакомпания Air Astana настаивала на том, что каждый пассажир несет ответственность за сохранность документов. Сторона истца, в свою очередь, возражала против данного утверждения, поскольку на малолетних детей нельзя возложить обязанность. Более того, установлено, что на момент передачи детей сотрудникам авиакомпании, посадки на воздушное судно все необходимые документы были в наличии.
В суде были допрошены ряд свидетелей, в том числе бортпроводники и работники наземных служб Турции.
В итоге суд посчитал, что со стороны авиакомпании не были надлежащим образом исполнены обязанности по проверке наличия документов несопровождаемого несовершеннолетнего ребенка. Последствием стало отсутствие паспорта у ребенка перед прохождением пограничного контроля в Турции.
С учетом этого суд взыскал материальный ущерб за покупку новых авиабилетов, оформления нового паспорта, а также компенсацию морального вреда в размере 2 миллиона тенге. Решение не вступило в законную силу.