Отец пограничника Владислава ЧЕЛАХА, которого обвиняют в убийстве 15 человек на погранпосту “Аркан-Керген” в конце мая этого года, в интервью газете “Время” пояснил суть претензий к генерал-майору Нуржану МЫРЗАЛИЕВУ, а также рассказал о своих переживаниях за сына.
Интервью экс-командующего погранвойсками КНБ нашей газете (см. “Под "знаком зверя”, “Время” от 12.7.2012 г.) вызвало бурную реакцию родственников Владислава Челаха. В минувшую среду адвокат Василий РЕЗВАН, представляющий интересы этой семьи, сообщил, что готовит от их имени исковое заявление в суд на генерала о защите чести и достоинства.
А вот что заявил газете “Время” отец подозреваемого:
- Говорить о безотцовщине Мырзалиев не имел никакого права. Эта ложь оскорбляет меня. Да, мы разведены с матерью Владика, Светланой. Но это не значит, что я не общался с сыном, не принимал участия в его воспитании. Мы часто встречались, у меня есть фотографии. Еще с самого начала кто-то из сотрудников КНБ спрашивал: мол, зачем тебе вмешиваться в эту историю, вы же в разводе. Я что, похож на кобеля, который, извиняюсь, огулял сучку и убежал, не зная, сколько у нее щенят? Мы цивилизованные нормальные люди. А тут глава погранслужбы на всю страну рассказывает всякие пакости про моего сына. Еще до окончания следствия делает из него маньяка, преднамеренного убийцу, хитрого и подлого человека. Я не могу это просто так оставить и буду призывать Мырзалиева к ответу через суд!
- Генерал-майор упоминает некоторые характеристики, которые говорят не в пользу вашего сына...
- Такое ощущение, что он специально только грязь собирал. Хотя после того как на “Аркан-Кергене” случилась трагедия, сотрудники КНБ собирали сведения о Владе. Соседи, преподаватели, друзья давали только хорошие отзывы. Но тут всплыли перемена места учебы, судимые дяди. Хотел бы специально для Мырзалиева напомнить, что племянник не отвечает за поступки взрослых родственников. Он с ними никогда тесно не общался. Только на уровне “здравствуйте, как дела, до свидания”. И хотелось бы задать господину Мырзалиеву встречный вопрос: а все ли его родственники безупречны и безгрешны? Ну а то, что бросил колледж, - ничего криминального в этом нет. Просто не лежала душа к одной профессии, поэтому выбрал другую. Решил пойти в армию, чтобы после службы получить хорошую работу.
- Влад стремился быть лидером, считаться авторитетом среди сверстников?
- Я бы так не сказал. На этот счет Мырзалиев крупно ошибается. В армию мой сын пошел, чтобы закалить характер. Владик приходил ко мне за советом перед призывом в армию, расспрашивал о службе. Имея представление о воинской службе не понаслышке - служил в танковых войсках, я ему показывал свои армейские альбомы и пояснял, что там он должен приучиться к порядку. Возможно, овладеть какими-нибудь профессиональными навыками. Армия - это хорошая школа жизни.
- Насколько Владислав был подготовлен физически?
- Ему нельзя было активно заниматься спортом, поскольку в детстве он сломал ключицу. Хотели оперировать, но обошлось - все само срослось. Однако он не был каким-то доходягой. На даче всегда физически помогал, грядки вскапывал, навоз раскидывал.
Я вот о чем хотел бы сказать. Читал, что Влад после трагедии на заставе перетаскивал трупы, потом по горам тащил на себе сумки с едой... Тем, кто придумал такие подробности, я бы посоветовал писать сказки. И вообще, полагать, что 19-летний пацан смог бы так интеллектуально, грамотно замести следы преступления, ни в какие ворота не лезет. Я уверен, что мой сын не виновен в гибели сослуживцев! Тем более что у Владика были хорошие с ними отношения. Ведь я с ним созванивался, спрашивал про дедовщину или притеснения. Он мне сказал, что дедовщина в прошлом, что все ему нравится. И поклялся крестом - поэтому я ему верю.
- Вы верующий человек. А Влад проявлял интерес к религии?
- Я прививал ему веру, но не навязывал. Заставить кого-либо верить в Бога нельзя - к этому человек сам приходит. Я лишь разъяснял сыну понятия добра и зла. Обсуждал с ним, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Он знал молитвы, церковные праздники, когда у близких людей день ангела... Кстати, я намерен в ближайшее время обратиться к митрополиту Астанайскому и Алматинскому с просьбой исповедать и причастить Владика. Надеюсь, если исповедь позволят провести, там не будет прослушки. Или буду просить батюшку, чтобы исповедь была как с больным человеком: на ухо, шепотом.
Исповедь поможет Владику обрести духовное спокойствие. Ведь он в темнице, совсем один, без поддержки. Вполне возможно, что ему ломают психику. Я очень переживаю за состояние сына. И не исключаю, что в отношении него применяются какие-то психотропные средства или наркотики.
- Какая-либо новая информация о расследовании трагедии на “Аркан-Кергене” вам известна?
- Сейчас наступило небольшое затишье. Но скажу, что причастные к следствию люди проиграли информационную войну и потому срочно придумали свою версию. Интервью генерал-майора Мырзалиева - из этой серии. Теперь пусть ответит за свои слова.
Ведь он помимо оскорбления Влада унизил те войска, которыми командовал! Во всеуслышание заявил, что в пограничники набирают по остаточному принципу. Получается, туда попадает всякий сброд?!
Я так понимаю: Нуржан Мырзалиев, огульно обвиняя моего сына, пытается обелить себя. Да, он сожалеет о случившейся трагедии, да, он подал в отставку. Но, на мой взгляд, он как командир в первую очередь должен нести ответственность за тот бардак, который есть в погранвойсках. Был бы там порядок, трагедии на заставе не произошло бы. А теперь все грехи на пацана вешают...
Светлана ДОРОХИНА, фото из архива семьи ЧЕЛАХ, Караганда
АДВОКАТЫ ЧЕЛАХА ПРОТИВ ПСИХИАТРОВ
Адвокаты пограничника Владислава ЧЕЛАХА намерены привлечь к ответственности главного врача Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Наталью ЛОГАЧЕВУ за отказ в предоставлении свидания с подзащитным.
В среду адвокаты Тулеген БЕРЛИКОЖАНОВ и Серик САРСЕНОВ попытались встретиться со своим подзащитным, который сейчас проходит судебно-психиатрическую экспертизу, но Наталья Логачева отказала им. В письменном отказе, полученном адвокатами в четверг, стояла третья формулировка - “психиатрическая экспертиза осуществляется конфиденциально”. В связи с этим адвокаты подали заявление в финансовую полицию и жалобу в Алмалинский районный суд Алматы.
- Мы расцениваем действия Логачевой как нарушение прав Челаха и воспрепятствование законной деятельности адвокатов, - говорит Тулеген Берликожанов. - Мы имеем право встречаться со своим подзащитным, но под разными предлогами нам не дают это сделать. Поэтому мы просим суд обязать Логачеву допустить нас к Владиславу. Что касается финансовой полиции, то именно она рассматривает дела в отношении должностных лиц.
- Говорили, что 19 июля должны быть готовы результаты экспертизы...
- В среду Логачева говорила нам, что 20 июля экспертиза завершится. Но на следующий день я встретился с директором учреждения, и он сообщил: сроки продлили еще на 10 дней. Но обещал закончить числа 24-25-го.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы
Источник: «Время»