Атырау, 28 ноября 09:51
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

Как Нуртай Абыкаев «опустил» Аслана Мусина

27 396 просмотров

В истории с преждевременной смертью Жаксылыка Доскалиева возможна бессильная «травля» по принципу беззубых ударов команды Мусина по интересам Абыкаева

Нуртай АбыкаевПо позициям главы Администрации президента Аслана Мусина нанесен сокрушительный удар: в конце минувшей недели де-юре было оформлено то, ради чего де-факто кулуарно боролись силовики, симпатизирующие руководителю КНБ Нуртаю Абыкаеву последние несколько месяцев. У Аслана Еспуллаевича отобрали опасную «игрушку», благодаря которой он мог подмять под себя буквально все спецслужбы государства уже к концу 2012 года. Но человеку, вознамерившемуся повторить «подвиг» Сарыбая Калмурзаева, к тому же имеющему радикально ястребиную репутацию склонного к диктатуре политика, в самый последний миг обломали весь кайф, отобрав полномочия председателя комиссии по внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов.

Теперь растить и вскармливать будущих сотрудников МВД, генпрокуратуры, Таможенного комитета минфина, АБЭКП и МЧС РК будет куда более мягкая, предсказуемая и толерантная улыбка председателя правительства Карима Масимова. Ибо руководить переаттестацией силовиков ныне поручено ему – человеку, который к этому времени стал одним из наиболее доверенных лиц главы государства Нурсултана Назарбаева. Секрет Карима Кажимкановича прост: он не обладает зашкаливающими и деморализующими конкурентов политическими амбициями, не стремится во что бы то ни стало быть первым и уж тем более не вынашивает тайные планы, как бы всадить нож в спину своему благодетелю и патрону. Поэтому его кандидатура в качестве сита для отбора будущих сотрудников спецслужб подошла как нельзя кстати.

К тому же сбылся прогноз нашего медиасайта, когда еще пару месяцев назад мы рассказывали о том, как премьер тайно совещается с представителями силовой элиты за закрытыми дверями в здании правительства на левом берегу Астаны. Туда на «посиделки» к Масимову приходили далеко не все, а именно были замечены деятели, больше симпатизирующие друг другу, нежели руководителю Администрации президента Аслану Мусину: это шеф КНБ Нуртай Абыкаев, генпрокурор Асхат Дауылбаев, председатель финполиции Рашид Тусупбеков. Не исключено, что именно тогда помимо прочих и прорабатывался сценарий, как Карим Кажимканович подхватит булаву председателя аттестационной комиссии, падающую из обмякших рук Аслана Еспуллаевича.

Аслан МусинОтметим и еще одну явную политическую симптоматику, как ту, что Нуртаю Абыкаеву удалось удачно отомстить Аслану Мусину за проделки его людей с запуском и «сливом» многочисленных непроверенных слухов – то якобы об отбытии Нуртая Абыкаевича послом в Москву, то о его скоропостижной отставке и т.д. Так или иначе, все подобные «утки» имели весьма дешевый и краткосрочный эффект, рассчитанный на недалекую аудиторию, и мгновенно опровергались командой председателя Комитета нацбезопасности. В свою очередь Абыкаев не разменивался на сотрясание воздуха различными информационными вбросами о якобы неминуемом крушении Мусина, а просто это крушение подготовил одним выверенным ударом, вытащив из-под главы президентской администрации стул председателя комиссии по аттестации. А она в обозримом будущем позволила бы Аслану Еспуллаевичу контролировать 5 из 8 государственных спецслужб с разветвленным штатом контрразведки и разведки, технических служб, силовой защиты и подавления.

Любопытно, что подобная схватка совпала по времени с еще одной информационной «уткой», вполне вписывающейся в контекст внутриэлитной борьбы за власть. Бывшего министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева, проходящего курс лечения в Астане в клинике своего друга кардиолога Абая Байгенжина (откуда его и забирали обнаглевшие «финики», когда Жаке «симулировал» кому – авт.), застало пренеприятнейшее известие о якобы его собственной кончине в Актобе, где его уже похоронили с почестями, но продолжали безутешно скорбеть. Конечно, быть может, информационное агентство «Араша» и перепечатавший его «непроверенные сведения» небезызвестный интернет-портал «Тотал» стали жертвой так называемого испорченного телефона, столь часто встречающегося в быту и обиходе.

Однако это не исключает версию, что вброс мог быть целенаправленно инспирирован недругами Жаке, желающими «затравить» заслуженного хирурга до смерти. Дело в том, что с каждым разом становится известно все больше подробностей, как финансовая полиция времен Кайрата Кожамжарова «травила» – как ее сотрудники называли экс-министра – «Жаке актюбинского». А вездесущий глава президентской администрации Аслан Мусин, согласно общему стереотипу не покладая рук помогавший вытаскивать земляка Доскалиева из-под огня финпола, на самом деле не так уж и впрягался за Жаксылыка Акмурзаевича, в лучшем случае отпустив вожжи и пустив все на самотек. Да к тому же сделав ставку на более молодого и амбициозного Кайрата Кожамжарова – как показало будущее, в отличие от своих недругов, в том числе Нуртая Абыкаева, не готового к забегу на длинные дистанции.

Так вот, по Жаке в те дни, обернувшиеся для него подлинным кошмаром, в финполе работали чрезвычайно плотно и жестко. В обруч оперативной разработки попали все его родственники и ближайшее окружение. Например, один из близких бывшему министру людей, а на сегодняшний день вынужденный эмигрировать из страны подвергся настоящему давлению и прессингу только за то, что осмелился помогать родственнику. В те дни под влиянием «амбициозного деятеля» сотрудники финпола докатились до того, что осуществляли за ним неприкрытую слежку, куда бы он ни пошел. Дошло до того, что они «постучались» в кабинет к генеральному прокурору Асхату Дауылбаеву с требованием возбудить на родственника Доскалиева уголовное дело «за давление на суд» только потому, что он осуществлял юридическое сопровождение процесса: подбирал и оплачивал адвокатов. В итоге, кстати, одна из защитниц Доскалиева не выдержала после угроз подбросить ей в квартиру наркотики и «спрыгнула» с процесса. Аналогичного давления не выдержали и первые адвокаты экс-министра, сломавшиеся еще до судебного разбирательства, за что их винить язык не повернется. О подобной истории из своей богатой практики взаимоотношений с тем старым финполом рассказывала в ходе своего выступления в суде и подсудимая, бывшая служительница Фемиды Алмаз Ташенова.

Но в те дни генпрокурор Асхат Кайзуллаевич проявил то ли благоразумие, то ли актюбинское землячество, то ли истинное знание законов – и зарубил на корню все попытки ставшего абсолютно репрессивным финпола прижать даже того близкого Жаке человека, который осмеливался оказывать ему хоть какую-то посильную помощь.

В результате историю с доктором Доскалиевым можно охарактеризовать броским выражением: «замах на три рубля – удар на копейку!». Истерики и нереализованных амбиций оказалось больше, чем подлинного наполнения и содержания.

Доскалиеву так и не удалось «пришить» довольно сомнительное обвинение в ответственности его как первого лица за ввод в эксплуатацию здания НИИ скорой неотложной помощи. Не удалось вменить в вину Жаке и срыв программы «телемедицины», а тот единственный якобы подельник Доскалиева по этому проекту Толеген Тойганбаев вышел на свободу полностью амнистированный в году текущем, то есть в любом случае если и совершил преступление, то не более чем средней степени тяжести. Наконец, единственное, что удалось реально привязать к Доскалиеву, так это «полупротухшее» обвинение в получении квартир в виде откатов при строительстве жилого дома для сотрудников медакадемии, которое (строительство) сам же Доскалиев и санкционировал, обеспечив квартирами преподавателей медицинского учреждения. Но даже это обвинение было утилизировано объявленным экс-министру помилованием елбасы.

Потому можно предполагать, недругам Жаке осталось лишь недовольно цокать языками, памятуя о том, сколько сил и средств было положено на пустопорожнюю кампанию против министра здравоохранения и чем это все, в конце концов, обернулось. Да ничем, просто пшиком. 

Поэтому не исключено, что в стиле сочувствующих Аслану Мусину (а может, даже и позаимствовав некоторые таланты из их числа – авт.) поборники дальнейшей травли экс-министра, прикинувшись осведомленными источниками, запустили очередной информационный повод «а-ля против Нуртая Абыкаева». С прицелом насолить, а может, и свести в могилу больного Доскалиева, да вот только кроме демонстрации собственного бессилия и культурного слоя у злопыхателей ничего не вышло. Ведь ключевыми во всей этой «утке» можно считать следующие слова: «По неофициальным данным стало известно, что из тюрьмы экс-министра освободили в связи с возможностью смерти. Ходили слухи, что Доскалиев планировал снова вернуться в медицину. Говорить о том, что он умер в Актобе, стали еще 17 мая». 

Получается, что экс-министра помиловали только потому, что он мог скончаться в местах лишения свободы, но никак не из-за слабости партии его мучителей и того беспредела, который был к нему применен, как в худшие сталинские годы стирания элиты государства, не говоря уже об общих «косяках» следствия. Однако «утка» не прожила и 24 часов, наряду с «утками», выпорхнувшими из окружения Аслана Мусина. Ибо, как и там, «источники», скорее всего, выдавали желаемое за действительное. Посоветовать тут можно только одно: брать мусинским пример с абыкаевских – если и наносить удары, то так, чтобы затем ни один Аслан не возразил, как в деле позорного лишения главы администрации президента полномочий по приемке кандидатов в силовые органы власти.

Автор: Валерий СУРГАНОВ

Источник: Guljan.org

23 мая 2012, 10:52

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.