Комитет нацбезопасности возобновил следственные действия по громкому делу
Ровно год назад в предгорьях Алматы были обнаружены останки тел двух мужчин, в которых позже опознали зампреда правления АО «Нурбанк» Жолдаса Тимралиева и руководителя ХОЗУ банка Айбара Хасенова. По поступившей к нам информации, недавно в Казахстан был доставлен Вадим Кошляк – ближайший помощник Рахата Алиева, который, по некоторым данным, и был исполнителем приказа расправиться с банкирами.
Напомним, Жолдас Тимралиев и Айбар Хасенов были похищены 31 января 2007 года. Через год был вынесен приговор по «Рахатгейту», который, кроме всего прочего, подтвердил факт похищения. Но ответа на главный вопрос – «Где Жолдас и Айбар?» получено не было: по материалам дела получалось, что их никто не видел после 9 февраля 2007 года. На него могли ответить только Рахат Алиев и его подручный Вадим Кошляк, который, кстати, занял место Ж. Тимралиева незадолго до похищения. После этого Рахат Мухтарович постоянно менял свое мнение по поводу похищения банкиров: то он их не видел с конца января, то их перехватили спецслужбы Казахстана, то еще что-то. В прошлом году, когда были обнаружены тела Тимралиева и Хасенова, бывший зять президента вдруг стал заявлять о жестокости В. Кошляка, которую он за ним наблюдал.
17 мая 2011 года на территории базы «Казтелерадио» в железных бочках на глубине 3,5 метра были обнаружены останки похищенных топ-менеджеров. На головы трупов были надеты черные шапочки, сверху полиэтиленовые пакеты, стянутые на шее веревками и проводом. Позже зарубежная экспертиза подтвердила принадлежность тел Тимралиеву и Хасенову.
И вчера из источников, заслуживающих доверие, к нам поступила информация о задержании Вадима Кошляка и возобновлении следствия – теперь уже по факту убийства. Источник отметил, что по этому поводу даже были допрошены некоторые свидетели, один из них – адвокат Нурлан Устемиров. Мы связались с адвокатом, и он подтвердил факт вызова в ДКНБ по Алматы.
- Нурлан, правда, что вас вызывали на допрос в КНБ по делу о похищении и убийству Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова? Действительно ли был задержан и доставлен в Казахстан один из главных подозреваемых Вадим Кошляк?
– Да, меня вызывали на допрос. Но про Кошляка я ничего не знаю. Я был бы только рад, если это было бы так на самом деле…
- Разъясните нашим читателям, какое отношение вы имеете к делу, которое известно как «Рахатгейт»?
– Я представлял интересы бывшего начальника управления собственной безопасности Нурбанка Ерлана Сарсенбекова, и поскольку он подозревался в соучастии в похищении, то защита, естественно, строилась в первую очередь на вопросе, а было ли похищение вообще? Тогда, как вы помните, появился свидетель, который якобы видел Тимралиева и Хасенова в Бишкеке. Я, как адвокат, и использовал его сведения в пользу своего подзащитного, обнародовав показания этого свидетеля, писав жалобы и ходатайствуя об изменении меры пресечения Сарсенбекову.
- По моим данным, этот свидетель – некий полковник полиции, который является официальным представителем МВД РК в Кыргызстане. Это так?
– Да, он представитель МВД. Он постоянно обедал в одном и том же кафе, где как-то и увидел Тимралиева и Хасенова, о чем и рассказал на допросе. Банкиры якобы были вдвоем и обсуждали планы вылета в Китай.
- А почему вас вызывали на допрос?
– Поскольку тела были обнаружены и немецкий эксперт вынес заключение по их принадлежности, то, естественно, было возбуждено уголовное дело по факту убийства (раньше было просто похищение). Поэтому и стали допрашивать всех свидетелей. Понятно, что у следствия есть вопросы и ко мне, и к этому полковнику – кто из нас давал ложные показания. Может, действительно, он их видел в Бишкеке, а потом их убили. Ведь время смерти точно не определено.
- Нурлан, останки Тимралиева и Хасенова нашли год назад. Вам следователи КНБ не объясняли, почему только сейчас начали опрашивать свидетелей? У них появились какие-то новые основания?
– Ну, это вопрос к следствию. Сам я могу только предполагать. Думаю, это не столь важно по большому счету. Никто не знает, сколько собрано материалов по данному делу. За год могли быть проведены всевозможные экспертизы и другие следственные действия. По косвенным доказательствам следствие могло определить конкретного подозреваемого в совершении убийства, который должен был быть объявлен в розыск. На этом дело могли приостановить, и возобновляется оно только после того, как этот человек задерживается…
- То есть?
– Есть все основания полагать, что следствием был задержан подозреваемый в убийстве. А кто он там – Кошляк или кто-то другой – дело второстепенное. Ну, или же возникли другие основания для возобновления следственных действий, в ходе которых может быть установлен конкретный виновный. Если его задерживают, то дело идет дальше, а если нет, то опять могут приостановить дело. По крайней мере, так в УПК прописано.
Источник: Guljan.org