– С 1 января 2012 года вступил в силу закон о едином экономическом пространстве, заключённый между Россией, Белоруссией и Казахстаном, согласно которому граждане России, Белоруссии и Казахстана могут свободно выбирать, где жить, получать образование, трудиться. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей предусматривает значительные преференции: государству-работодателю предоставляется право привлекать иностранных специалистов без получения спецразрешения на работу, от необходимости получения которого также будут избавлены и сами мигранты. Оговаривается возможность их приёма на службу вне установленных квот с освобождением от постановки на учёт по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда. Срок временного пребывания в России для таких «приезжих» равен сроку действия трудового договора. В случае досрочного расторжения рабочий-иностранец имеет право в течение 15 суток заключить новый контракт, в том числе с другим работодателем.
Вступил ли в полную силу закон? Равные ли права имеют граждане трёх стран при устройстве на работу в одной стране? Осведомлены ли работодатели о законе? Решён ли вопрос с налогообложением?
В случае, если человек является гражданином России и осуществляет свою трудовую деятельность на территории Казахстана, каким образом осуществляется процесс налогообложения? На данный момент для того, чтобы полноправно работать в РК гражданину любой другой страны необходимо иметь либо разрешение на работу, либо вид на жительство, выдаваемый на основании постоянной прописки в РК, что, в свою очередь, даёт право на получение РНН и СИК (документов, запрашиваемых любым работодателем при приёме на работу).
Что происходит в случае, если женщина, являясь гражданкой РФ и работая на территории РК (с видом на жительство), отказывается от вида на жительство и продолжает работать на территории РК до ухода в декретный отпуск? Какая из стран должна производить дородовые и послеродовые выплаты, а также пособия по уходу за ребёнком в возрасте до одного года?
С уважением, Сауле.
Комментирует юрист Атырауского областного филиала Государственного центра по выплате пенсий и социальной защите населения Рысты КАЛИЕВА:
– Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее – Соглашение) вступило в законную силу в июне 2011 года.
В соответствии со статьёй 17 Закона «О едином экономическом пространстве» (далее –Закон), доходы трудящегося-мигранта, полученные им в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами государства трудоустройства.
В соответствии со статьёй 4 Закона, трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также Соглашением и оформляются путём заключения трудового договора.
Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документы, подтверждающие законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства.
В соответствии со статьёй 1 Закона, социальное обеспечение (социальное страхование) – это обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
Согласно статье 11 Закона, социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся-мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с законом РК «Об обязательном социальном страховании». Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК.
Согласно требованиям Закона об обязательном социальном страховании, для назначения социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами к заявлению прилагаются:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) сведения о месте жительства (копия книги регистрации граждан либо справка адресного бюро, либо справка акима аульного (сельского) округа);
3) листок нетрудоспособности;
4) свидетельство налогоплательщика (РНН);
5) свидетельство о присвоении социального индивидуального кода (СИК);
6) справка установленного образца с места работы о доходах за последние 12 календарных месяцев перед наступлением социального риска.
Для назначения социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребёнком по достижении им возраста одного года к заявлению прилагаются:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) сведения о месте жительства (копия книги регистрации граждан либо справка адресного бюро, либо справка акима аульного (сельского) округа);
3) копия свидетельства о рождении ребёнка (детей), а также оригиналы для их сверки;
4) свидетельство налогоплательщика (РНН);
5) свидетельство о присвоении социального индивидуального кода (СИК);
6) сведения о составе семьи.
В соответствии с требованиями Правил документирования населения РК, граждане Казахстана, независимо от места проживания, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, должны иметь документы, удостоверяющие личность.
Документами, удостоверяющими личность являются:
1) паспорт гражданина Республики Казахстан;
2) удостоверение личности;
3) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
4) удостоверение лица без гражданства;
5) удостоверение беженца.
Поэтому для назначения пособий по беременности и родам (декретных) и пособия по уходу за ребёнком до одного года обязательно требуется вид на жительство иностранца в РК и постоянная прописка.
В Атырау -1