После выхода в свет материала «На крючке» («АЖ» №6 от 9.02.2012 г.) Урало-Каспийская межобластная бассейновая инспекция рыбного хозяйства (УКМБИРХ) выразила своё несогласие с изложенными в статье аргументами. Приводим текст письма начальника инспекции Амантая АЙЖИГИТОВА:
«Действительно, в 2011 году субподрядной организации ИП «Сундетова Р.» было оформлено разрешение №1096 на вылов рыбы. Согласно приказу №179-п от 20.09.2011 г. были определены пункты приёмки выловленной рыбы – «Сазык узек», «Приморский канал», «Третий правый» и «Второй Дамбинский». Остальные места, в том числе район Пешного, являются незаконными пунктами приёмки выловленной рыбы.
Далее в статье говорится о том, что сотрудники водной полиции, увидев, что с документами всё в порядке, отказались оформлять задержание. Но это не соответствует действительности, о факте задержания автомашины с рыбой составлен протокол №9038 от 28.11.2011 г. об административном правонарушении в присутствии понятых Е. Тапенова и К. Катапова, подписанный главным специалистом отдела Дамбинской рыбной инспекции И. Гумаровым, с участием помощника природоохранного прокурора М. Азербаева, сотрудников ОБППРЗ (водной полиции) С. Имангазиева, М. Мухтарова, в котором изложено полное содержание административного правонарушения.
Был составлен протокол об изъятии вещей и документов, находившихся при нарушителе и являвшихся орудием правонарушения, подписанный указанными официальными представителями природоохранного и правоохранительного органов. Бортовой УАЗ как вещественное доказательство в опечатанном виде простоял во дворе отдела Дамбинской рыбной инспекции, и только после разрешения правоохранительных органов был возвращён владельцу.
В статье говорится, что у Германа ЖИДКОВА (представителя ИП «Сундетова Р.») никто ничего не спрашивал. Однако в вышеуказанном протоколе об административном правонарушении отмечено, что Герман Жидков на вопросы не отвечал, о принадлежности рыбы ничего не объяснил, ознакомиться и подписать документ отказался. Ведь он не мог не знать о сути происходящего. К тому же вся изъятая рыба в соответствии с имеющимся договором, в присутствии других лиц была сдана ТОО «Надежда-1», на что имеется соответствующая квитанция.
С 23 ноября 2011 года прибрежная часть рек и ериков покрылась льдом, и все рыбаки, во избежание повторения чрезвычайной ситуации, имевшей место в начале ноября, когда рыбаков спасали на вертолёте, прекратили осенний промысел, в том числе и ИП «Сундетова Р.». В связи с этим следует подчеркнуть, что начальник отдела Дамбинской рыбной инспекции Ибрай Исмуратов самовольно не отменял разрешение руководства УКМБИРХ. Заявление Раисы Сундетовой о том, что они в тот период производили лов рыбы, не соответствует действительности, так как сами рыбаки, работающие на неё, подтвердили письменно, что они ей рыбу не сдавали. Кроме того, ссылка Сундетовой на то, что рыба была выловлена 23 ноября и находилась в неисправной и застрявшей автомашине, также нереальна, так как в этом районе государственные инспекторы рыбоохраны проверяют береговую полосу ежедневно, и не обнаружить гружёную автомашину попросту невозможно. По записи в промысловом журнале последний лов рыбы был осуществлён 23 ноября, а задержание было произведено 28 ноября. К тому же о поломке перевозившего выловленную рыбу автотранспорта ИП «Сундетова Р.» должен был уведомить отдел Дамбинской рыбной инспекции, но ни устной, ни письменной информации не поступило. Также следует иметь в виду, что, согласно письму ДГП «Атырауский центр гидрометеорологии» №01-08/46 от 10 января 2012 года, на гидропосту Пешной с 26 ноября по 7 декабря 2011 года наблюдался ледяной припай. Уместно также отметить, что записи в промысловый журнал вносятся в присутствии представителей контролирующего органа, в данном случае отдела Дамбинской рыбной инспекции, но это не было сделано.
По заявлению Сундетовой, направленному в адрес прокуратуры Атырауской области и ДКНБ РК по Атырауской области, УКМБИРХ проведено внутреннее служебное расследование, и его результаты рассмотрены на дисциплинарной комиссии, которая в действиях начальника отдела Дамбинской рыбной инспекции Ибрая Исмуратова каких-либо нарушений не установила, он действовал в пределах своих полномочий и в строгом соответствии с природоохранным законодательством. И. Исмуратов – сотрудник с многолетним стажем и опытом работы, является ветераном рыбной отрасли Атырауской области, хорошо владеет оперативной обстановкой на подконтрольной территории».
МНЕНИЕ ЮРИСТА
За комментариями мы обратились к юристу ИП «Сундетова Р.» Калбаю УТЕПОВУ. Он считает, что:
– Индивидуальный предприниматель не был ознакомлен с приказом №179-п от 20.09.2011 г., где были определены пункты приёмки выловленной рыбы, и не расписывался на нём. Факт отсутствия сотрудников водной полиции М. Мухтарова, С. Имангазиева и помощника природоохранного прокурора М. Азербаева в момент задержания гр. Жидкова подтверждает протокол №9038 от 28.11.2011 г., где в п. 5 указано:«…ПОСЛЕ этого по нашему уведомлению на место обнаружения прибыли помощник прокурора М. Азербаев и сотрудники ОБППРЗ, и были составлены необходимые документы…». То, что помощника прокурора М. Азербаева не было при составлении протокола №9038, подтверждает отсутствие его личной подписи в графе 12.3 «Участвующие».
– Акт, составленный госинспектором И. Гумаровым 28.11.2011 г., показывает отсутствие на месте работников водной полиции С. Имангазиева, М. Мухтарова и помощника природоохранного прокурора М. Азербаева, ибо в акте указывается:«…ПОСЛЕ чего нами были вызваны сотрудники ОБППРЗ и поставлена в курс природоохранная прокуратура Атырауской области». В этом акте нет фамилии и подписи помощника природоохранного прокурора М. Азербаева, – продолжает юрист Утепов.
– Протокол изъятия вещей, являвшихся орудием или объектом правонарушения, от 28.11.2011 г. был составлен одним госинспектором И. Гумаровым, а не «…официальными представителями природо-охранного и правоохранительного органов…»,ив нём имеется лишь подпись И. Гумарова. Сомнительна законность изъятия бортового УАЗа с госномером Е514КNM. По составленному протоколу №9038 и акту от 28.11.2011 г. на момент задержания рыба находилась в автотранспорте «Газель». Изъятие проходило в Дамбинской рыбной инспекции, в нарушение п. 1 статьи 628 КоАП РК. При этом государственным инспектором И. Гумаровым не был составлен акт установленной формы о задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства и не приобщён к протоколу об административном правонарушении, в нарушение п. 2 статьи 630 КоАПРК.Относительно того, что«Герман Ильич Жидков на вопросы не отвечал, о принадлежности рыбы ничего не объяснил, ознакомиться и подписать документ отказался…»,то кому, если не начальнику А. Айжигитову, знать п. 1 статьи 27 УПК РК, где сказано: «Никто не обязан давать показания против себя самого, супруга и своих близких родственников».В нарушение п. 5 статьи 628 КоАП РК госинспектор И. Гумаров сам лично не сдавал изъятую у Г. Жидкова рыбу, а передал её неизвестному лицу Т. Шайдуллину, что ставит под сомнение наличие имеющегося договора между рыбоохраной и ТОО «Надежда-1».
Записала Сания ТОЙКЕН