О некоторых ритуалах, связанных с праздником Наурыз, нам напомнил писатель, заместитель директора Атырауского областного центра народного творчества Абат КЕНЖЕГАЛИУЛЫ.
КОРІСУ
Этот ритуал, начинающийся 14 марта, больше характерен для запада Казахстана. В давние времена казахи часто меняли пастбища. Они месяцами жили на зимовьях и подолгу не видели родню. А после того, как растает снег, зазеленеет травка, освободившись немного от хлопот по уходу за приплодом, люди обходили дома своих близких, чтобы справиться о здоровье.
Мужчины здороваются друг с другом за руку и приобнимаются, женщины обнимаются, мужчины с женщинами так же заключают друг друга в объятия. Всё это означает пожелание: «Моя жизненная опора – моя грудь, источник жизни – сердце, рабочий инструмент – руки, пусть Всевышний даст нам возможность дожить и до следующего Наурыза в здравии и благополучии!».
НАУРЫЗ-КОЖЕ
В этом праздничном блюде заложен глубокий смысл: призыв к единству и дружбе. По преданию, когда-то давным-давно было нарушено единство казахского народа, поколеблена солидарность. Мужчины никак не могли прийти к единодушию, хозяйства пришли в упадок, народ впал в нищету. И вот тогда собрались все аксакалы, велели доставить самый большой в степи казан, и в день Наурыза приготовить в нем кушанье, которого хватило бы на всех. И отведав эту еду, люди изрекли: «Даже щенки из одного помета не бросаются и не кусают друг друга. Теперь и мы, словно щенки, вскормленные одними сосцами, попробовали еду из одного казана и стали близкими как братья». И забыли они о прошлых обидах, снова стали жить дружно. Именно отсюда идёт традиция варить Наурыз-коже, угощать им гостя, желать ему изобилия.
СОВЕТ СТАРЦЕВ
В первый день Наурыза собирались аксакалы, чтобы обсудить, какие главные вопросы необходимо решить в предстоящем году. В первую очередь говорили о тех, кто умер за минувшую зиму, и поручали опеку над сиротами зажиточным добропорядочным семьям. А если пожилой человек лишился своих детей-кормильцев, определяли его в ту семью, где за ним был бы обеспечен достойный уход. Далее речь шла о вдовах, о мужчинах-холостяках, о «старых» девах и т.д. Рекомендации старцев были обязательны для исполнения.
ЕДА ПРОРОКА
По словам проживающей в нашем городе уже 15 летузбечки Зули КУРЬЯЗОВОЙ, 21-го марта в Узбекистане женщины собираются у казана, чтобы приготовить национальное блюдо «суммалак». Оно готовится из только проросшего зерна, и с ним связана вот какая легенда. В одной бедной семье стало совсем нечем кормить детей. Однажды отчаявшаяся мать опустила в казан камни и стала варить. Голодные дети подумали, что готовится еда, и с этой мыслью заснули. На рассвете мать подняла крышку и увидела, что камни разварились и превратились в пшеницу, а на поверхности готовой похлебки увидела следы пяти пальцев. Это означало, что еды коснулась ладонь Пророка. С тех пор это блюдо узбеки называют едой Пророка.
Записала Айнур САПАРОВА