В ближайшем будущем социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Атырау» обещает наладить производство натурального молока, сбить цену на песок и щебёнку и создать крупный международный хаб. Об этом и другом – в интервью с заместителем председателя правления СПК Абатом ТАСИМОВЫМ (на снимке).
Откуда порошок?
– Какие проекты запланированы на этот год?
– Всего в этом году реализуется 16 проектов. Два проекта по программе продовольственной безопасности: первый – строительство складских помещений для продтоваров вместимостью до 2 тысяч тонн и мелкооптового рынка на 60 торговых мест. Пока акимат предоставил землю в районе ж.-д. моста рядом с овощехранилищем, возможно, будут другие варианты. Окончательная стоимость проекта определится после экономической экспертизы ТЭО.
Второй крупный проект – строительство молочного завода мощностью до 20 тонн продукции в сутки. На российском оборудовании планируем выпуск молока, кефира, сметаны, сыра и другой продукции. Будет создано 50 новых рабочих мест.
– Из какого сырья планируете вырабатывать продукцию?
– На начальном этапе – из порошкового молока. Возможно, это будет беспошлинное белорусское сухое молоко. Но есть и другие варианты: польский или аргентинский порошок. Предварительный анализ показал, что по качеству и цене лучше аргентинское сухое молоко. По мнению специалистов, в белорусском порошке содержание белка не на должном уровне.
– С молочным заводом у нас связаны не очень хорошие воспоминания: был уже один, обанкротился. Смысл данного проекта и экономический эффект?
– Сейчас в правительстве разрабатываются миллиардные проекты больших животноводческих комплексов, один такой акиматом предусматривается в Индерском районе.Со временем, когда он появится, завод может перейти на натуральное молоко, то есть применяемая технология позволяет с сухого молока перейти на натуральное с выпуском такого же объёма и ассортимента. Кроме того, мы отрабатываем схему организации пунктов приёма молока. Да, был в своё время молочный завод, его основная проблема была в поставке сырья. Ведь сегодня весь скот оказался в руках у мелких частников, крупных хозяйств нет. Поэтому мы хотим открыть пункты приёма молока.
Что касается себестоимости продуктов из порошкового сырья: на выходе молоко жирностью 3,2% будет стоить 140 тенге за литр, кефир – 146 тенге, творог – 773 тенге за кг. Также на этом оборудовании можно выпускать йогурт – 151 тенге/кг, ряженку – 160 тенге/литр и сметану – 279 тенге/кг.
– Какова общая стоимость проекта и чьи средства вкладываются?
– Согласно ТЭО, стоимость проекта – 664 млн тенге. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. Пока предусматривается вложение средств СПК «Атырау». А поскольку наш акционер – акимат, то, значит, используются средства местного бюджета. Но параллельно идёт работа по привлечению инвесторов. На прошлой неделе мы встречались с немцами, вели переговоры с представителями арабского инвестиционного фонда «Аль фатах», ну и, конечно, обсуждаем проект с нашими, казахстанскими предпринимателями, т. е. работаем в этом направлении по принципу государственно-частного партнерства.
– Многих предпринимателей пугает тандем с государством. Они часто задаются вопросами: а что будет в случае создания успешного бизнеса? как делить прибыли? не будет ли государство постоянно вмешиваться в управление?
– Принцип государственно-частного партнерства предполагает участие государства до 49% – это максимальная доля, установленная правительством. Контрольный пакет акций (51%) будет принадлежать частнику, соответственно он сам будет управлять проектом.
Вам, товарищ, без залога!
– Предприниматели обижены на вас: мол, только и слышно про крупные проекты. А что реально делается для поддержки малого и среднего бизнеса?
– Мы недавно создали свою микрокредитную организацию «Шагала» – это 100-процентно дочерняя организация СПК «Атырау». До конца апреля, думаю, решится вопрос о выделении средств, и мы начнём финансировать проекты малого и среднего бизнеса. Годовая ставка для конечных заёмщиков – не более 7%.
– Все рекламируемые привлекательные кредиты недоступны сельчанам. Главная проблема – банки второго уровня требуют ликвидный залог. А где его взять на селе? Чем в этом смысле отличается ваша микрокредитная организация?
– К сожалению, через микрокредитные организации без залога деньги тоже никто не даст, и на уровне законодательства не урегулирован данный вопрос. Мы тоже требуем залог, но согласны на любой имеющийся, независимо от того, где находится залоговое имущество.
Отмечу один важный момент. В прошлом году был принят пилотный проект «Программы занятости-2020». Акимат определил СПК «Атырау» уполномоченной организацией по второму направлению программы – поддержка предпринимательства на селе. Схема такая: из республиканского бюджета выделяются средства, эти средства передаются на возвратной основе СПК, мы проводим конкурс, отбираем микрокредитную организацию (МКО) или кредитное товарищество, отдаём им эти средства, дальше они распределяют их среди сельского населения. В прошлом году было выделено 212 млн тенге. Победителями конкурса были признаны кредитные товарищества. Их отличие от МКО: они предоставляют своим членам микрокредиты на беззалоговой основе. Чтобы получить их, хозяйство должно стать членом кредитного товарищества и внести до 300 тысяч тенге. В кредитных товариществах все члены несут солидарную ответственность за возврат кредита. На одного заёмщика выделяется не более 3 млн тенге. Через специально созданные восемь кредитных товариществ на сегодня 107 человек получили микрокредиты на развитие бизнеса. По этой программе конечными заёмщиками могут быть самозанятые, безработные и малообеспеченные селяне. Кредиты они брали на приобретение скота для крестьянских хозяйств, открытие парикмахерских, аптек и т. д. В этом году по данной программе из республиканского бюджета выделяется 283 млн тенге.
Главная наша задача – развивать малый и средний бизнес, получать прибыль и реинвестировать её в социальную сферу. Допустим, за 2010 год мы получили 200 млн тенге прибыли от основной деятельности, преимущественно в сфере недропользования. На эти средства в прошлом году построили четыре площадки для забоя скота стоимостью 32 млн тенге.
– Куда пошли остальные средства?
– Сейчас мы рассматриваем этот вопрос. Деньги пойдут на другие проекты, в том числе для микрокредитования малого бизнеса.
– А какой была прибыль в 2011 году?
– Всего 22 млн тенге. Дело в том, что в прошлом году средства в основном были направлены на разработку проектных документов и реализацию продовольственной программы.
Все фуры в гости к нам
– В Актобе местная СПК открыла крупный торгово-логистический центр. Учитывая отдалённость нашего региона, можно ли использовать этот опыт?
– Сейчас министерство экономики с привлечением зарубежных специалистов разрабатывает проект под названием «Повышение конкурентоспособности регионов». Основная цель проекта – диверсификация экономики регионов, развитие несырьевого сектора и привлечение инвестиций. Для начала выбраны три региона: Атырау, Кызылорда и Восточно-Казахстанская область. На прошлой неделе мы были приглашены на встречу с участием европейских специалистов. Мы внесли несколько предложений. В частности, надо учесть, что часть потока грузов с автодороги Западная Европа – Западный Китай будет заворачивать в Атырау, в направлении Астрахани, поэтому надо и у нас развивать логистику. Далее, предлагаем открыть на базе нашего аэропорта крупный международный хаб. Большие перспективы у речного транспорта с выходом на море, ведь это самый дешёвый транспорт. В скором времени зарубежные специалисты приедут к нам, они проведут опрос предпринимателей, пообщаются со СМИ и НПО, по итогам будет представлен конкретный документ для дальнейшей реализации.
Где дешевое мясо?
– Идеи замечательные. Но пока, кроме строительства овощехранилища, реализованных проектов у СПК «Атырау» нет?
– СПК «Атырау» была создана в мае 2010 года. Далее, как вы знаете, началась реорганизация, мы отделились от СПК «Каспий». Это был долгий процесс, связанный с оформлением документации. Почти год мы не могли зарегистрировать свои акции, это было связано с отсутствием у региональных СПК статуса «национальной компании». Но это не говорит о том, что мы ничем не занимались. После мирового кризиса остро встала проблема продовольственной безопасности. С февраля 2011 года по настоящее время мы занимаемся этим вопросом.
– И создали стабилизационный фонд…
– На сегодня в стабфонде сосредоточено 390 млн тенге. На эти средства закупаются картофель, лук, морковь, свекла, капуста, крупы, сахар, сливочное масло, растительное масло, мясо. Все эти продукты реализовываются на крупных рынках города по цене в среднем на 15-20% ниже рыночных. Недавно начали поставлять мясо по 950 тенге на рынки «Дина» и «Коктем» (в мясные павильоны) и в пассаж «Насиха». На сегодня продали 10 тонн.
– Ещё есть в запасах дешёвое мясо?
– Сейчас заключаем договор на поставку. Мясо идёт напрямую из Белоруссии, свежемороженое, глубокой заморозки.
– Сколько мяса в день реализуете?
– В среднем 500 кг на каждой точке.
– К нам в редакцию часто обращаются с вопросами, где продаётся это дешёвое мясо? Понятно, что далеко не до всех оно доходит. Может быть, стоит увеличить количество лотков?
– Сейчас мы собираемся открыть четвёртую точку на рынке «Мурагер», в течение недели решится вопрос.
Не «ТУЗ», а «САЛТ»
– В этом году мы планируем открыть в Индерском районе завод по выпуску пищевой и технической соли на базе сырья из озера Индер. Мы получили контракт на недропользование, создано совместное предприятие ТОО «Каспий Салт». Проект включен в Карту индустриализации. Реализация проекта разделена на два этапа. Первый этап – добыча и обогащение технической соли, второй – переработка и выпуск пищевой йодированной соли. Все необходимые документы подготовлены, куплено береговое оборудование для обогащения добытой соли. Стоимость проекта – 1 млрд 600 млн тенге.
Наш партнёр – казахстанская компания ТОО «Промтехснаб». Средства полностью от инвесторов. Доля СПК в этом проекте – 20%, мы выступаем как национальная компания, предоставляем контракт на недропользование.
Часть заводских мощностей планируем ввести в эксплуатацию в этом году. Сам завод оставили на 2013 год. Техническую соль мы будем поставлять крупным нефтегазовым компаниям, они используют её при бурении скважин. По нашим данным, некоторые компании закупают её за рубежом. Пищевая соль по себестоимости будет дешевле, чем привозная, дело в том, что соль на озере Индер легко добывается: не надо глубоко копать или взрывать как, допустим, на павлодарском месторождении.
По второму этапу ведём переговоры с инвесторами. На сегодня есть два потенциальных источника денег – это голландский инвестиционный концерн и Банк развития Китая.
– На озере Индер уже работает местная компания ТОО «Туз». Не получится ли так, что вы вытесните её с рынка?
– Как я уже сказал, здесь основным инициатором проекта выступает наш партнёр «Промтехснаб», у него всё просчитано. Ставку партнёр делает на современную испанскую технологию. Благодаря этому проекту будет создано 100 новых рабочих мест. Да, предприятие «Туз» работает, но у них технология другая, а у нас есть все возможности завоевать казахстанский рынок. С предложением о сотрудничестве мы обращались к ТОО «Туз», неоднократно встречались, но взаимопонимания не нашли. Руководство ТОО сослалось на то, что сейчас предприятие развивает своё второе направление – производство гипохлорида натрия, профинансированное по Дорожной карте. Да и здоровую конкуренцию никто не отменял, ведь только благодаря конкуренции достигается качество любого товара либо предоставляемой услуги.
Завалим дешевой ПГС
– Также много проектов добычи общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ). Только на сегодня у нас имеется 10 контрактов на месторождения ОПИ: кирпичное сырьё, строительный песок, песчано-гравийная смесь (ПГС) и др. Ещё 10 месторождений на стадии оформления.
– ПГС к нам завозят из Актобе... Вы сможете составить им конкуренцию?
– Сможем, в самые ближайшие годы. Причём наша ПГС по цене будет намного ниже, чем актюбинская.
– На какие объёмы рассчитываете?
– Сначала надо утвердить документацию и провести лабораторные испытания, только после этого будут известны объёмы.
И ещё один проект, не скажу, что большой, но для сельской местности нужный – строительство швейного цеха и мясного павильона в селе Миялы Кызылкогинского района. Наш партнёр – местное крестьянское хозяйство «Жарылгас», общая стоимость проекта – 98 млн тенге. Из них 50 млн – собственные средства партнёра. Проект предполагает создание 12-15 рабочих мест. На данном этапе разрабатывается ТЭО проекта.
Реквием по осетровой ферме
– В своё время СПК «Атырау» подмочил репутацию в скандале, связанном с проектом первой товарной осетровой фермы в Казахстане. Чем закончилась тяжба между вами и автором проекта Адилгали КЕМЕЛБАЕМ?
– Этот проект начали осуществлять в 2008 году, ещё при СПК «Каспий». Была создана Казахская осетровая компания «Каспий Балык». Доля СПК «Каспий» составляла 85%, доля партнёра ИП “Кемелбаева Х.” (супруга А. Кемелбая. – Прим. автора) – 15%. После реорганизации в 2010 году доля ТОО «Каспий Балык» перешла СПК «Атырау».
Основная причина конфликта была в том, что доля СПК превысила сумму 49%, в нарушение требований действующего законодательства. Из прокуратуры нам пришло предупредительное письмо с требованием привести в соответствие размер нашей доли.
В 2010 году мы предложили ИП “Кемелбаева Х.” выкупить 36% нашей доли по балансовой стоимости (около 40 млн тенге). Наш партнёр не отказался, но конкретных предложений тоже не было.
На общем собрании учредителей мы поставили вопрос: либо выкупить, либо найти третьего инвестора. Поскольку инвестор не был найден и не было предложений от нашего партнёра, 20 февраля 2012 года на общем собрании учредителей было решено ликвидировать компанию «Каспий Балык». Сейчас идёт процесс ликвидации.
Кстати, общая стоимость проекта была оценена в 1,2 млрд тенге. Но ни у СПК «Атырау», ни у нашего партнёра не было такой суммы, поэтому всё равно реализация проекта была под вопросом.
Мы понимаем, что товарное осетроводство на сегодня является перспективным направлением во всем мире и, конечно же, актуальным для нашей страны. По данному направлению при содействии акимата области начинаем работу с министерством сельского хозяйства в рамках разрабатываемого мастер-плана по развитию товарного осетроводства.
Сауле ТАСБУЛАТОВА