Почему наш Таможенный союз выгоден… Стамбулу?
Небольшой анализ вещевого рынка Атырау, проведенный нами, показал, что торговцы, занятые в «челночном» бизнесе, сегодня переживают не лучшие времена. Таможенный союз существенно изменил ситуацию для мелких предпринимателей.
ТУРЦИЯ ЗАДАВИЛА КИТАЙ
Именно так обстоят дела на самом крупном в Атырау рынке «Дина», который также является самым доступным по ценам на одежду и обувь для массового покупателя. Торговцы, столкнувшиеся с высокими таможенными пошлинами на границах Таможенного союза, перестали ездить за ширпотребом в Китай. Дешевые китайские вещи с рыночных прилавков практически вытеснила продукция из Турции.
Атырауские турагентства, предлагающие шоп-туры для «челноков», отмечают, что туры в Китай, пользовавшиеся ранее широким спросом у торговцев, сегодня не пользуются популярностью. Большинство торговок теперь предпочитают ездить за товаром в Стамбул. Ездить в Китай стало просто невыгодно. Судите сами, шоп-тур в Китай на самолете обходится примерно в 160 тысяч тенге, в Стамбул – около 100 тысяч тенге.
– Вопрос не только в дороговизне шоп-туров в Поднебесную, – признается «челночница» Майя Ахметова. – Из-за новых таможенных ставок цены на китайский и турецкий товар практически сравнялись. Разумеется, покупатели при небольшой разнице в цене предпочтение будут отдавать более качественным вещам из Турции. Ко всему, в последнее время груз из Китая идёт очень медленно. Иногда товар приходится ждать месяцами.
Коллега Майи торгует на соседнем прилавке китайскими вещами. Раньше ездила сама в Китай, теперь вынуждена закупаться на алматинской барахолке:
– Привозить товар из Китая стало очень дорого, я просто не могу теперь себе это позволить, приходится закупаться в Алматы, цены там тоже поднялись из-за таможенных сборов. Плюс ещё здесь делаю свою накрутку, вот и получается, что разницы в цене между китайским и турецким товаром практически нет.
Между тем торговцы турецкими вещами признаются, что тоже переживают далеко не лучшие времена. Провозя товар как физические лица (в рамках Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза) без уплаты таможенных сборов, они могут пронести вещей общим весом не более 50 кг, таможенная сумма которых не превышает 1500 евро. При этом в багаже должно быть не более двух вещей одного вида. Все, что свыше нормы, облагается таможенным сбором по ставке 30% от таможенной стоимости провозимых вещей, но не менее 4 евро за каждый килограмм.
– Вот последний раз я съездила в Стамбул, мне пришлось заплатить по 9 евро за килограмм, – говорит владелица небольшого отдела женской одежды в ТЦ «Дина». – С учётом самой поездки выходит приличная сумма. Разумеется, все это будет отражаться на конечной цене товара, по которой мы продаём его покупателю. Делать большую накрутку мы не можем, иначе товар никто не купит, снижать цену при торге тоже не хочется, иначе отработаем практически без прибыли. Бывает, что торговля идёт не очень, а нужно платить за аренду торговой площади. Приходится распродавать вещи хотя бы по турецким ценам, чтобы собрать нужную сумму за аренду.
Торговцы с ТЦ «Насиха», «Коктем» и других крупных торговых центров признаются, что шиковать сегодня им не приходится. Заработанных денег едва хватает на оплату комуслуг, покупку продуктов и другие насущные траты.
В челночном бизнесе занято около 2,5 миллиона казахстанцев. По данным исследования, проведенного Форумом предпринимателей Казахстана, челночный бизнес является доходным лишь для 1/4 казахстанских торговцев. При этом, если для 76% челночников – это основной доход, то 25% считают, что это нормальный доходный бизнес. Только 24% имеют из них доход $1000 в месяц на семью.
КОНТРАБАНДА ИЗ БИШКЕКА
Именно так «челноки» завозят в Казахстан товар из Бишкека.
– Раньше, чтобы съездить за товаром в Киргизию, нам с лихвой хватало 15-20 тысяч тенге. Сегодня приходится тратить до 80 тысяч, – признаётся торговка, реализующая некогда дешёвый киргизский текстиль. – Через наш таможенный пост я ручной кладью могу пронести не более 25 килограммов. Теперь помогают таксисты, которые проносят наш товар в качестве своей ручной клади. Им за эту услугу, разумеется, тоже приходится платить. В результате конечные цены на бишкекские вещи выросли на 30-40%.
МИНСК СТАМБУЛУ НЕ КОНКУРЕНТ
Казалось бы, местные «челноки» должны были воспользоваться абсолютно бесплатным ввозом товара из России и Белоруссии, членов ТС. Но здесь есть свои нюансы. По информации экспертов, Казахстан на 80% зависит от импорта товаров потребления, Россия – на 60%. По заверениям атырауских «челноков», российский рынок также заполнен вещами из Турции и Киргизии. Ввозить этот товар с российскими накрутками резона нет. В выигрыше от беспошлинного ввоза товара с территории России, может быть, остались лишь продавцы европейской одежды, которая продаётся в дорогих бутиках и рассчитана на узкую группу обеспеченных потребителей.
Между тем благодаря открытым таможенным границам между странами ТС на атыруском рынке начали появляться одежда и обувь из Болгарии, Польши, Латвии. Однако по ценам они не уступают опять-таки турецким вещам.
Некоторые предприниматели сделали робкую попытку привезти на продажу белорусский текстиль. Но дороговизна проезда из Атырау до Москвы, а оттуда в Минск и обратно, отразилась на конечной стоимости продукции, которая в итоге оказалась дороже турецкой. К тому же незамысловатый дизайн белорусского текстиля не пришёлся по вкусу атыраусцам.
ИЗ-ЗА ПРИЛАВКА В ИНТЕРНЕТ
Есть в Атырау молодые продвинутые торговцы. Они оставили привычный рынок и ушли в интернет. Свои интернет-магазины они открывают в социальных сетях. Им не приходится тратиться на дорогу, платить таможенные сборы и нести прочие расходы, связанные с поездкой за товаром. Работая с интернет-магазинами текстильных фабрик Китая и Турции, они делают накрутку на цены производителя в два-три раза, а получают заказ обычной посылкой физическому лицу.
– Стоимость доставки я взимаю, как правило, отдельно с заказчиков, она не превышает 700-1000 тенге с покупателя, – говорит интернет-продавец Ирина Уварова. –Заказ, к примеру из Китая, приходится ждать месяц, а то и два, но всё равно мои услуги пользуются спросом, потому что конечные цены, включая мою накрутку и стоимость доставки, ниже тех, что мы имеем сегодня на рынке. Не скажу, что я от этого вида торговли получаю супервысокий доход – масштабы пока не большие, но как дополнительный заработок меня такой вид торговли вполне устраивает.
Тамара СУХОМЛИНОВА