На днях министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ заявил, что отныне в целях прозрачности распределение квот на вылов рыбы будет проводиться с участием общественных объединений рыболовов. Только среди атырауских рыбаков эти слова не вызвали особого энтузиазма.
По словам бывшего председателя рыбаксоюза Адилгали КЕМЕЛБАЯ, история этой общественной организации началась в 1920 году и закончилась в 2006-м. В ее функции входило распределение лимитов между колхозами - по мощностям, численности населения, рабочих рук, и не было никаких ссор. Правила изменились в 1994 году, и рыбаксоюзы перестали распределять лимиты. Этим занялись органы рыбоохраны. С 2001 г. в тендерах участвовали и частные рыболовецкие фирмы, которым мало чего доставалось, потому что в облакимате понимали, что за счет колхозов живет население пригородов. В 2005 году началась самая сложная пора в жизни колхозов. Вырос размер платы за биоресурсы. Колхозы банкротились один за другим, затем частные фирмы закрывали их долги и становились полноправными хозяевами на тонях. Новым хозяевам рыбацких артелей рыбаксоюз был не нужен, и в 2006 году он закрылся.
По словам директора ТОО «Жемчужина» Гульфары ИСМАГУЛОВОЙ, в области нужен новый рыбаксоюз. В последние годы многие хотят создать ассоциацию рыбодобывающих организаций. Приезжают активисты из других регионов страны, есть и местные. Но сейчас главная проблема не в этом. Правительство никак не утвердит правила ограничений и запретов к Закону «О рыболовстве». В результате рыбаки пропустили одну путину, а в прошлом году рыбы не было. Отрасль терпит убытки, а семьи рыбаков живут впроголодь.
Председатель производственного кооператива «Ракуша» Сырлыбай КОЖАМУРАТсогласен с ним. «Для нас самый главный вопрос заключается в том, чтобы получить разрешение на весеннюю путину. Весной мы осваиваем 70% выделяемого лимита. Осенью уровень воды в реке низок, поэтому рыба в нее не заходит - надо углублять устье. Вторая проблема - резерват «Акжайык» не разрешает нам ловить рыбу в предустьевом пространстве. Мы ведь всегда там ловили, а теперь требуют ставить сети в море в 25 километрах от берега. Конечно, делать прозрачным выделение лимитов нужно, и нам нужны общественные организации, защищающие наши права, но что делать, если правительство не утверждает правила ограничений и запретов в рыболовстве?»
Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ