GPS-трекер привёл зоозащитников на скотомогильник, где в биотермических ямах они обнаружили своих подопечных – чипированных и привитых от бешенства собак – гниющими, там же были обнаружены чьи-то явно домашние питомцы с дорогими ошейниками.
Происшествие случилось в пятницу и не на шутку взбудоражило сочувствующих животным горожан. Даже для крепких духом зрелище крайне неприятное, благо, видео не передаёт царящий там запах гниения. Волонтёры утверждают, что видели кровь, ножи и части собачьих тел. Более того, они отмечают, что их жалобы в полицию на жестокое обращение с животными, которые шлются пачками, игнорируются. В распространяющемся в соцсетях видео слышно, как волонтёры плачут от горя и ужаса: многих животных, которые теперь мертвы, они кормили, выхаживали, вели сборы средств на лечение и любили, давая им клички и оснащая их ошейники трекерами для поиска. Именно благодаря такому чипу, прикреплённому к ошейнику собаки по кличке Клаус, и был найден этот могильник.
«ТАМ ВСЁ ГУМАННО»
Есть у этой истории и другая сторона: соответствует ли такая утилизация санитарным правилам? Ведь, судя по рассказам и видео волонтёров, ямы, в которых находятся собаки, имеют размер около 10 метров глубины и в данных момент они под завязку…Разве тушки не должны сжигаться? Этот вопрос «АЖ» адресовал руководителю Атырауской городской ветеринарной станции Сатыбалды ОРАЗГАЛИЕВУ:
– Нет, если речь не идёт о собаках, которые болели заразными инфекционными заболеваниями, – говорит он. – Это вполне здоровые собаки, и сжигать их нет необходимости. Здание, в котором находится могильник, типовое, ямы тоже, для более быстрого разложения мы используем каустическую соду.
– А как же бирки, ошейники, трекеры, которые по идее должны защищать собаку от догхантеров?
– Да, это все её защищает в том случае, если она не представляет опасности для человека. Те собаки – представляли. Они оказались в яме только потому, что мы получили вызов от горожан, которые посчитали их опасными для себя. Более того, прежде чем быть усыпленными, они пробыли у нас три дня, хозяева не объявлялись, и они действительно вели себя враждебно по отношению к людям.
– Кровь, ножи, выпотрошенные и отрезанные части тел были обнаружены там…
– С этим не могу согласиться, если обнаружили – предъявите. Собаки умертвляются гуманным способом, никакой резни: двумя инъекциями, первая даёт возможность её усыпить, а вторая уже непосредственно приводит к смерти.
КРИК ДУШИ
Против ветеринарной станции выступил и герой нашей недавней публикации Мамучар ДЖАБАСОВ, который известен в городе как человек, спасающий животных в самых экстренных ситуациях, когда они находятся на грани смерти. В видеопосте на своей странице в инстаграме, который он назвал криком души, им сделано заявление на имя президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА: «Господин президент, жалоб о жестоком обращении с животными в городах нашей страны очень много. Вам говорят неправду, говоря, что якобы статистика обращений по укусам с каждым годом растёт – наоборот, она становится меньше. Просто кому-то выгодно получать такие большие суммы.
Есть Закон “Об ответственном обращении с животными”, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 регулирование численности бродячих животных путём умерщвления любыми способами запрещается. После принятия этого закона ничего не изменилось: большую часть отловленных животных по-прежнему усыпляют на месте. Дело в том, что приют, который существует за счёт госбюджета, может принять 30-50 собак, а вылавливают их в больших количествах, и места для них есть только в могильниках.
В этом законе есть 15-я статья, где говорится, что умерщвление допускается лишь в определённых случаях – если животное напало, представляет угрозу жизни или здоровью человека. Поверьте, большинство убитых собак – это нормальные, адекватные животные, которые погибают только потому, что они дают к себе подойти и выстрелить в себя. Неадекватные – убегают и никогда не подпустят человека с дротиком и тем более не дадут надеть на себя палку-хваталку.
Уберите 15-ю статью из Закона и тогда вы увидите, что ветеринарные службы не захотят иметь дело вообще с бродячими животными, потому что для них это станет невыгодно. Я прошу вас, проверьте их работу, проведите независимую судебную бухгалтерскую экспертизу работы ветеринарной службы любой из областей страны, и вы увидите масштабы коррупции».
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото-скрин со страницы в инстаграме волонтёров «Доброе сердце»