Телеграм-канал @RiskTakersKZ
Вчера Национальный банк Казахстана повысил базовую ставку с 14,5% до 16%.
"Ключевыми факторами решения стали высокие инфляционные ожидания, устойчивый спрос, фискальный импульс, рост издержек производства в связи с переориентацией на более устойчивые цепочки поставок, продолжающимся переносом внешней инфляции, в том числе в результате сохраняющегося крепкого курса российского рубля".
Также в пресс-релизе НБРК говорится, что наблюдается устойчивый рост цен по всем компонентам инфляции.
Напомним, рост цен в годовом выражении по итогам сентября составил 17,7%, тогда как базовая инфляция составила 19,7%.
В первой декаде октября мы писали, что НБРК будет вынужден повысить ставку, несмотря на происхождение инфляции. Мы также отмечали необходимость повышения ставки на 1,5-2,5 п.п., при условии, что правительство будет более активно бороться с ростом цен и будет более сдержанным в расходовании средств Нацфонда. Текущее повышение демонстрирует приверженность монетарного регулятора к купированию роста цен.
С другой стороны, для нас стало удивлением, что Нацбанк принял подобное решение в период предвыборной президентской кампании. Обычно в период электоральной компании решения принимаются больше смягчающего или социального характера. Возможно, НБ нашел нужные слова, чтобы убедить руководство страны в необходимости столь резкого повышения ставки.
Небольшой комментарий к коммуникации НБРК
Нас несколько смутило, что в качестве ключевых факторов приводится множество различных причин. Ключевым фактором(-ами) с точки зрения коммуникации обычно являются 1-2 обстоятельства или причины, которые можно назвать самыми важными и имеющими решающее значение. В данном случае НБРК привел 5 ключевых факторов с пояснениями, которые, вероятно, имеют разную степень влияния и не все являются столь значимыми, чтобы отмечать их в качестве "ключевых". Еще, отдельные части пресс-релиза стали сложнее в восприятии, а профессиональная аудитория неоднократно отмечала необходимость наличия количественных прогнозов по базовым показателям. Мы понимаем, что основные прогнозы делаются в период прогнозных раундов, однако считаем, что главный таргетируемый показатель в текущих условиях необходим.
Подводя итог отметим, что упоминание множества факторов может рассредоточить внимание аудитории, усложнение текста сделает его менее понятным, а отсутствие таргетируемых прогнозов снизит доверие к действиям монетарного регулятора. Мы делаем акцент на коммуникации, так как ее эффективность является важной и неотъемлемой частью режима инфляционного таргетирования.