Сегодня, 21 октября, во время очередного судебного заседания по делу экс-заместителя акима Атырауской области Бакытгуль ХАМЕНОВОЙ прокурор Лаура АСАНОВА ходатайствовала о возобновлении судебного следствия в связи с показаниями, которые дал на предыдущем судебном заседании подсудимый Акылбек РЫСКАЛИЕВ.
Напомним, 13 октября Рыскалиев изменил свои первоначальные показания, что «был посредником между взяткодателем и взяткополучателем», и заявил, что Хаменова не имеет отношения к 4,5 миллиона тенге. По его словам, он дал такие показания под давлением сотрудников Антикора.
Кроме того, Асанова попросила допросить оперуполномоченных Агентства по противодействию коррупции РК Изата МУРАТОВА, Максата МУРАТОВА и Мурата НУРМУХАНОВА в онлайн-режиме.
Адвокаты подсудимых обратились к судье Жумагали ТАШИМОВУ с просьбой отказать в удовлетворении ходатайства прокурора, так как считают, что это приведет лишь к волоките и необоснованному затягиванию дела.
– Сотрудники (Антикора) против себя свидетельствовать не будут, и поэтому считаю, что нет смысла их допрашивать. Но раз уж вы (судье) объявите перерыв и будете допрашивать их, то тогда это нужно сделать оперативно, – сказал адвокат Акылбека Рыскалиева Нурлан ЖОЛБОЛОВ.
Адвокат Бакытгуль Хаменовой Игорь ВРАНЧЕВ поддержал его и озвучил практически то же самое.
Прокурор попросила объявить перерыв на 5 минут, чтобы сообщить сотрудникам Антикора о вызове на допрос в качестве свидетелей на данном судебном процессе. Выслушав мнения сторон, судья удовлетворил ходатайство прокурора о допросе сотрудников Антикора для полноты и объективности исследования обстоятельств дела и объявил перерыв на 5 минут.
ДОПРОС СОТРУДНИКОВ АНТИКОРА
После перерыва первым был допрошен сотрудник столичного Антикора Изат МУРАТОВ. На связь его подключили по видеозвонку в приложении WhatsApp из Алматы.
Прокурор Лаура Асанова задала ему вопрос:
– Акылбек Аманбаевич (Рыскалиев – авт.) в предыдущем заседании пояснил в суде, что со стороны оперуполномоченных Антикора был проведен инструктаж по даче показаний в отношении Бакытгуль Хаменовой. Так ли это?
Изат Муратов:
– Нынешние показания Рыскалиева не соответствуют действительности. Считаю, что это прямое уклонение от ответственности. Не было никакого инструктажа, единственное микрофон был зацеплен для фиксации и сделано предупреждение, чтобы резких движений не было жестами, чтобы не испортить запись.
Жолболов спросил Муратова, ограничивал ли он свободу Рыскалиеву при задержании. Тот ответил, что участвовал в задержании – оно производилось с согласия Рыскалиева, и при этом не было ограничения свободы, тот мог свободно передвигаться.
– Как понять «с согласия задерживали»? Вы спросили «Можно я вас задержу?» и он ответил «Да»? Так было? – уточнил Жолболов.
– Нет. Мы зашли, представились, следственные действия производили... Потом он рассказывал следователю по обстоятельствам дела, как оно было.
– Но до этого его схватили с двух сторон за руки сотрудники антикоррупционной службы?
– Не могу сказать, я не видел этот момент. Я на улице был тогда.
Следующим был допрошен сотрудник столичного Антикора Максат МУРАТОВ. Он так же был подключен из Алматы. Прокурор Асанова спросила его, было ли оказано какие-либо давление со стороны его и их коллег в отношении Рыскалиева, а именно его первоначальные показания.
– Я Рыскалиева лично не знаю. Узнал о нем только на момент задержания, когда проводили осмотр места происшествия. Я снимал на видеокамеру и никакого давления на него не оказывалось в проведении осмотра, – ответил М. Муратов.
– Какие-нибудь жалобы были с его стороны? – продолжила допрос прокурор.
– Никаких жалоб не было с его стороны, потому что всё это фиксировалось на видеокамеру. После чего он проехал в департамент со следователями. Следователь его допросил, и он ушел домой.
Далее задал вопросы адвокат Жолболов:
– Вы сказали, что производили видеосъемку. Значит вы были с самого начала этого действия, правильно я вас понял?
– Да, с самого начала.
На вопрос «не задерживали ли Рыскалиева и трогали ли его руками?», М. Муратов ответил, что «насколько помнит, такого не было».
– А насколько вы помните?
– Возле него может кто-то находился, но руки заворачивать – такого не было.
– То есть за руки никто не хватал, правильно я вас понял?
– Нет, никто не хватал.
Жолболов сказал суду, что вопросов нет, но про себя (и это было слышно), сказал, что это ложь – мол у нас есть видео.
НЕУМЕСТНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ
Далее прокурор ходатайствовала о повторном просмотре видео задержания, снятого в декабре 2021 года в ходе негласных следственных действий, для уточнения в связи с изменением Рыскалиевым первоначальных показаний. Жолболов возразил, что менять показание в суде – право его подзащитного. Его поддержали его коллеги и сам Рыскалиев. Выслушав их мнения, судья отказал в удовлетворении ходатайства прокурора. После этого люди, находящиеся в зале суда, дружно захлопали, и это судье не понравилось:
– Делаю вам замечание. Мы делаем свою работу, а вы здесь шоу устраиваете, что ли? На сотовый телефон снимаете, хлопаете, улыбаетесь, разговариваете. Вообще это нарушение порядка. Это говорит о культуре поведения человека. Сотқа қатысуды білмейсіздер ғой... Если других заявлений нет, суд переходит к судебным прениям.
Тут прокурор попросила дать время для подготовки к прениям в связи с предыдущими показаниями в суде Рыскалиева. Судья спросил, сколько времени ей нужно – она ответила «один день или на усмотрение судьи».
Судья отметил, что впереди праздники, и выслушал мнения сторон. Адвокаты подсудимых возразили против отложения следующего заседания.
– Я не понимаю, для чего нужно время – позиция прокурора давно ясна, поэтому считаю, что это всего лишь затягивание времени, в котором я не вижу никакого смысла, – сказал Жолболов.
ПО-ПРЕЖНЕМУ В ТЮРЬМЕ
Адвокат Хаменовой Игорь Вранчев ходатайствовал об изменении меры пресечения в отношении его подзащитной, находящейся в СИЗО, на домашний арест или подписку о невыезде. Хаменова это ходатайство эмоционально поддержала:
– Я не знаю, может на воле люди себя чувствуют хорошо, но в тюрьме каждый час, каждый миг, который ждешь – это время, это человеческая судьба, поэтому, уважаемый суд, я согласна с доводами моего адвоката.
Прокурор Асанова возразила и просила отказать в удовлетворении ходатайства, так как обвинение в отношении Хаменовой квалифицируется как тяжкое уголовное преступление. Судья Жумагали Ташимов удалился в совещательную комнату, а вернувшись, постановил отказать в удовлетворении ходатайства адвоката Вранчева – учитывая тяжесть предъявленного обвинения.
Следующее заседание назначено на 27 октября.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео автора