Продолжается досудебное расследование по факту смерти военнослужащего, 18-летнего актаусца Алибека КАЛБАЯ, который загадочным образом погиб 22 апреля в воинской части в поселке Отар Кордайского района Жамбылской области. После того как на трагедию обратил внимание Касым-Жомарт Токаев, был задержан подозреваемый – Айболат АМАНЖОЛОВ, призванный из Атырау.
Дело расследуется по ч. 4 ст. 440 УК РК («Нарушение уставных правил между военнослужащими, повлекшее смерть человека»).
В настоящее время Аманжолов взят под стражу. Между тем его мать и родственники требуют справедливого расследования, считая по известным им обстоятельствам, что парень невиновен, и обратились в соцсетях к президенту РК.
Оба солдата были призваны 13 апреля и даже не успели принять воинскую присягу. Утром 22 апреля военнослужащий Алибек Калбай во время внутреннего построения потерял сознание. Его доставили в военный госпиталь Гвардейского военного городка в поселке Отар, и там он скончался, не приходя в сознание. Позже судмедэксперты выявили у него гематомы в затылочной части головы, в области правого бедра, в печени и правой почке.
42-летняя мать подследственного Айнур ТУЛЕМИСОВА считает, что военные следователи не нашли настоящих виновников.
Айнур рассказывает, что Айболат – её первенец. Кроме него в семье ещё шестеро детей. По её словам, поскольку Айболат с Алибеком были с запада страны, то сдружились и тесно общались.
Она говорит, что сама хотела, чтобы её сын отслужил в армии. В первые дни они созванивались по мобильному телефону.
– В первые дни он рассказывал, что всё у него хорошо, никто не обижает, кормят нормально. Потом моя дочь сказала, что 22 апреля в Отаре в воинской части, где служит сын, погиб солдат. Вместе с мамой ещё одного солдата сразу поехали в областной департамент обороны. Потом связались с заместителем командира воинской части по воспитательной работе Сериком Нуралиным и узнали, что с нашими детьми всё в порядке, – говорит А. Тулемисова. – Однако, вернувшись домой, услышала по телефону неприятные новости от сына. Айболат плакал, говорил, что его обвиняют в смерти сослуживца, и умолял как можно скорее приехать в воинскую часть и что нужно найти хорошего адвоката.
23 апреля родителей, приехавших в воинскую часть, два часа держали за воротами.
– Было холодно. Всей семьёй стояли и ждали. Через два часа несколько человек в военной форме наконец привели к нам сына. По его словам, они с этим парнем из Актау были друзьями. Выходя из здания, мой сын положил руку ему на плечо, они поинтересовались друг у друга, кто из родни приедет на принятие присяги. Вот и всё. Другой солдат, из Петропавловска, якобы видел, что Алибек дрался с моим сыном. Но более 40 других солдат заявили, что никакой драки не было. Говорят, «если бы они дрались, то мы бы их разняли». Даже сержанты говорили, что драки не было, – говорит Тулемисова. – Считаю, после распоряжения президента военные следователи хотели поскорее найти виновного. По моей информации, следователь пообещал другим солдатам – если они скажут, что Алибека избил Айболат, то смогут не носить военную форму и вообще «не служить, а отдыхать». Но солдаты не согласились. Алибек упал, когда стоял в строю. Мой сын плакал и держал его за руку, а остальные оказывали помощь. Потом они отнесли солдата в медицинскую часть. Самым последним на допрос зашёл тот самый солдат из Петропавловска, и его там держали дольше всех. Он-то и сказал, что мой сын избил Алибека. Не знаем, как его уговорили свидетельствовать такое. Айболат сам по себе небольшого телосложения, у него даже удары слабые, да и не мог он ударить человека.
Ещё мать Айболата утверждает, что когда стояла у воинской части, к ней подошёл человек в военной форме и сказал, что её сын ни в чём не виноват. А сам он видел, как один из сержантов постоянно издевался над Алибеком, а в ночь перед смертью куда-то его увёл. Потом парень, который мне это рассказал, быстро ушёл, сказав, чтобы запомнила фамилию этого сержанта. У меня она записана.
Теперь Тулемисова боится, что ее сын не выдержит несправедливости и покончит с собой.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео автора