Атырау, 30 апреля 21:25
 будет пасмурноВ Атырау +13
$ 441.44
€ 473.09
₽ 4.75

Авария на КТК: Союз нефтесервисных компаний не разделяет мнение Минэнерго

13 198 просмотров


Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов, Facebook

Почему Союз нефтесервисных компаний Казахстана не разделяет мнение Минэнерго?

Некоторые СМИ пишут, что KazService не согласны с позицией Минэнерго касательно экономических последствий для Казахстана из-за аварии на терминале КТК.

В интервью телеканалу "Хабар 24" гендиректор KazService заявил, что из-за приостановки КТК бюджет республики недополучит полтриллиона тенге (при простое в 2 месяца).

Хотелось бы разъяснить свою позицию по данному вопросу.

Откуда мы взяли цифру в 500 млрд тенге?

По КТК отгружается нефть с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак ежемесячно примерно на 4.8 млн тонн. Из них половина (2.4 млн т в месяц) приходится на Тенгиз. Как известно Тенгизшевройл под протестом оплачивает Экспортную таможенную пошлину (ЭТП), которая на сегодняшний день составляет $130 за тонну нефти. Итого Тенгизшевройл только по ЭТП может перечислить в бюджет страны 155 млрд тенге за один месяц, еще есть роялти и КПН в размере 30%.

По Карачаганакскому проекту экономика работает в пользу Республики: чем выше доходы от нефти – тем больше поступлений в НацФонд страны. При текущих ценах на нефть выплаты Республике могут составить минимум 70 млрд тенге.

По Кашаганскому проекту есть формула роялти: чем выше цена на нефть – тем больше ставка роялти (от 3,5% до 12,5% в зависимости от цен на нефть). Ну так вот, с учетом доли Республики (2% от всей добычи) и выплат по роялти бюджет может получать дополнительно за 1 месяц 25 млрд тенге при текущих ценах на нефть.

В совокупности и складывается цифра в 250 млрд тенге в месяц. За 2 месяца – 500 млрд тенге.

Альтернативного маршрута по реэкспорту 5 млн т нефти в настоящее время нет! Можно через нефтепровод Атырау-Самара направить на Балтийский порт всего 300-400 тыс тонн нефти в месяц. Но при этом нефть КТК будет смешана с Urals и продаваться со скидкой к марке Brent.

КМТФ способен аналогичный объем перевалить в Баку, но для фрахта танкеров нужно время (4 недели).

Так что, если ремонт ВПУ на терминале КТК затянется до 2-х месяцев – 500 млрд тенге или $1 млрд может недополучить бюджет Казахстана. Вот такая простая арифметика.

24 марта 2022, 17:58

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz