
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) намерен подать иск в российский суд, чтобы оспорить предписание транспортного регулятора, из-за которого на его терминале под Новороссийском остановлены два из трех выносных причальных устройств.
Это распоряжение существенно ограничило экспортные возможности КТК и создает угрозу сокращения поставок нефти на мировой рынок, включая казахстанскую нефть. В начале апреля Ространснадзор обязал консорциум приостановить работу двух причалов после внезапной проверки, проведенной в связи с крупным разливом нефтепродуктов в Черном море в декабре. В соответствии с российским законодательством законность этого решения проверит суд в ближайшие дни, где КТК намерен добиваться отмены ограничений.
Возможные последствия для Казахстана
Сокращение мощности. В работе остался только один из трех ВПУ КТК, что может более чем наполовину уменьшить пропускную способность трубопровода. По оценкам трейдеров, длительная остановка двух ВПУ способна снизить экспорт консорциума более чем на 50% от плановых объемов. В апреле через КТК планировалось отгружать около 1,7 млн баррелей нефти в сутки, и порядка 800 тысяч баррелей теперь под угрозой срыва.
Угрозы для добычи. Казахстан отправляет через систему КТК до 80% своей нефти, поэтому ограничение работы трубопровода неизбежно затронет добычу на месторождениях. По данным Reuters, если простои продлятся дольше недели, нефтяным компаниям республики придется снижать производство – хранить невыпущенную нефть будет практически негде. Казахстан в последнее время превышал свою квоту добычи в рамках сделки ОПЕК+, и теперь страна может сократить добычу вынужденно – к этому ее давно призывали партнеры по соглашению.
Финансовые потери. Эксперты подсчитали, что простой двух причалов может стоить стране сотни миллионов долларов. При потере ~2,5 млн тонн нефти в месяц (около 18 млн баррелей) общей стоимостью свыше $1,2 млрд Казахстан недополучит порядка $400 млн ежемесячно в бюджет и Национальный фонд. Кроме того, сама процедура остановки и повторного запуска добычи – крайне сложный и дорогостоящий процесс, это “не кран с водой, который можно в любой момент просто открыть или закрыть”, отмечают аналитики.
Текущее положение. По официальным данным, отгрузка нефти через КТК продолжается с использованием оставшегося в строю третьего причала. Министерство энергетики РК заявило, что на данный момент "ограничений на прием казахстанской нефти в систему КТК нет" – погрузка в танкеры ведется "в штатном режиме, согласно графику" через ВПУ-3. Однако возможности резервных емкостей для хранения нефти ограничены. При работе одного терминала резервуарный парк КТК (около 1,1 млн тонн) заполнится за 5–7 дней, после чего крупнейшие проекты – Тенгиз, Кашаган, Карачаганак – будут вынуждены сокращать добычу.
Мнения экспертов
Отраслевые аналитики называют произошедшее тревожным сигналом для нефтяной отрасли Казахстана. Глава Союза нефтесервисных компаний Нурлан Жумагулов предупреждает, что если проблема не будет устранена в ближайшие пять дней, добыча на казахстанских месторождениях может снизиться примерно на 50%. Аналитик Олжас Байдильдинов добавляет, что уже через несколько дней простоя крупнейшие нефтепроекты страны будут вынуждены начать сокращение добычи. Он оценивает возможные потери бюджета примерно в $400 млн ежемесячно и подчеркивает: приостановка и последующее возобновление добычи – процесс непростой и дорогостоящий. Некоторые эксперты не исключают скрытого геополитического подтекста. Жумагулов допускает, что ограничения на терминале КТК могли стать “сигналом” для рынка: Россия не получила обещанной помощи в ремонте поврежденной ударами дронов НПС «Кропоткинская», а Казахстан затягивал снижение добычи по квотам ОПЕК+.
Правовой и геополитический контекст
КТК – единственный крупный нефтяной коридор через территорию России, не находящийся под полным контролем российского государства (среди акционеров консорциума – Chevron, ExxonMobil и др.). По этому трубопроводу перевозится более двух третей всего объема казахстанской экспортной нефти. Российские власти уже не раз ограничивали работу КТК под различными предлогами – от погоды до экологии. Так, в 2022 году суд в Новороссийске постановил приостановить работу терминала на 30 суток за нарушения в документации по ликвидации нефтеразливов (позднее замена на штраф).
Примечательно, что приказ о приостановке части мощностей КТК появился вскоре после того, как президент США Дональд Трамп пригрозил ввести санкции против покупателей российской нефти, выразив недовольство ходом переговоров по Украине. Это совпадение породило версию о возможном политическом давлении.
“У многих в России есть неприятие трубопровода КТК, поскольку это единственный крупный энерготранзит вне контроля государства, – отмечает аналитик PRISM Бенджамин Годвин. – Однако этот маршрут дает Москве возможность надавить на США и Европу, учитывая, что им пользуются глобальные нефтегазовые компании”. Официальные лица подчеркивают, что действуют в рамках закона и требований безопасности. В КТК подтверждают: два причала останутся закрытыми до устранения выявленных Ространснадзором нарушений. Правительство Казахстана держит ситуацию на контроле – Минэнерго РК заверило, что находится в постоянном контакте со всеми сторонами для обеспечения бесперебойного экспорта нефти.
Исход этого спора имеет критическое значение для Казахстана, так как от него зависит стабильность экспорта и поступление нефтяных доходов. В Астане надеются, что работу КТК удастся восстановить в кратчайшие сроки и избежать длительного снижения добычи.