Недавно Правительство РК утвердило Национальный проект «Жасыл Қазақстан» на 2021-2025 годы, направленный на решение экологических проблем страны. К сожалению, Урал, переживающий экологическую катастрофу, остался вне этого проекта. Получается, что проблемы реки волнуют только жителей Атырау.
В утвержденном варианте Национального проекта нет мероприятий по сохранению экосистем водных объектов страны, в частности Урало-Каспийского бассейна. Хотя на стадии согласования рассматривались работы по увеличению объема воды и улучшению гидрологического режима реки Кигаш на 11 млрд 88 млн тенге, проектно-сметная документация и работы по очистке русла реки Деркул на 835 млн тенге.
Напомним, что в 2018 году экологи объявили, что уровень воды в Урале достиг рекордного минимума. После этого ситуация только ухудшается. Буквально через год остались без воды жители Уральска, так как уровень реки упал настолько, что насосам, поставляющим воду в дома горожан, неоткуда стало качать воду. Для возобновления подачи воды дно реки в месте, где установлены насосы, углубили. Эта мера дала лишь временный эффект. В настоящее время, согласно данным из открытых источников, Уральск ежесуточно потребляет 50–55 тысяч кубометров питьевой воды. Из них больше половины — 32–33 тысячи кубометров – это речной сток Урала. К минимальному уровню воды добавляется еще одна проблема - вода в реке сильно загрязнена промышленными стоками. Все это привело к тому, что Уралу присвоили пятую категорию загрязненности. Недавно президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ назвал обмеление Урала катастрофическим.
Всего у нашей реки 58 притоков, самыми крупными из которых являются Сакмара, Илек и Чаган. После того, как в верховьях Урала было построено Ириклинское водохранилище, он на 80% стал заполняться водой, поступающей из Сакмары. В настоящее время именно строительство водохранилищ на территории России в русле Урала и его притоках многие называют одной из причин обмеления реки.
По данным академика Александр ЧИБИЛЁВА, снижение уровня воды в реке начало наблюдаться еще в 70-х годах ХХ века. Именно в тот период в верхнем течении реки Урал начинается строительство гидроэлектростанций и, соответственно, крупных водохранилищ. Сегодня в бассейне Урала, кроме Ириклинского, насчитывается 12 таких водохранилищ, каждое из которых объемом не менее 10 млн кубических метров воды.
Наряду с этим существует проблема загрязнения русла реки стволами деревьев, которые создают заторы, водорослями, тиной, следствием чего является существенное её заиление. Данная проблема решается проведением руслоочистительных и дноуглубительных работ. По словам экологов, при этом необходимо обратить внимание на русла каналов и притоков, которые впадают в реку Урал. Многочисленные плотины и водохранилища практически остановили течение воды. В итоге русло зарастает камышом и водорослями. Нет стока воды. То же самое происходит с руслами малых рек в бассейне Урала – Барбастау, Деркул, Большой и Малый Узень, Кигач.
Увеличить боковую приточность основного русла реки можно при помощи расчистки русла каналов и притоков реки Урал. Кроме того, расчистка каналов-рыбоходов рек Урал и Кигач к местам нереста ценных видов рыб позволит улучшить ситуацию в актуальной на сегодняшний день сфере рыбного хозяйства.
И все же, несмотря на серьезнейшие проблемы в Урало-Каспийском бассейне, Национальным проектом вообще не предусмотрены какие-либо мероприятия по сохранению экосистемы и водности одной из основных водных артерий страны. Мероприятия по расчистке малых рек Кигач и Деркул, включенные в первоначальный вариант Нацпроекта, были исключены из документа.
Учитывая, что Национальный проект утверждён на предстоящие пять лет, можно с уверенностью сказать, что ближайшие годы проблемой обмеления Урала никто заниматься не будет. А там, возможно, не станет и самой реки.
Фархат АБИЛОВ