Экономист Олжас Худайбергенов на своей странице в Facebook написал об инициативе госорганов по введению дополнительных 5% пенсионных взносов за счет работодателей.
Минтруда разослало СМИ пресс-релиз о том, что нет никаких новых поправок, предполагающих дополнительный 5% пенсионный взнос, что это старая инициатива. Интересный способ аргументации - им предъявляют претензию, что они старую идею пытаются протащить, несмотря на то, что Президент отложил ее, а они выступают с опровержением, что это не новая, а старая идея. Более того, они манипулятивно используют формулировки, которые должны убедить читателя, что якобы Президент поддержал эту идею - ссылаются на рабочую группу по реформированию пенсионной системы (в составе которой я был), предложения которой якобы Президент одобрил. Это не соответствует действительности, не говоря уже о том, что новая версия Концепции не зашла даже в АП для согласования.
Но давайте обо всем по порядку, с предысторией:
1. Пенсионная система, основанная на чилийской модели, дала сбои уже к концу первой пятилетки своей работы, несмотря на то, что эта пятилетка пришлась на годы бурного роста экономики. Если вначале архитекторы системы хвастались высокими показателями (на самом деле это был эффект низкой базы), то уже на 4-5 годы цифры доходности упали, и чтобы компенсировать вначале перешли на 3-летнюю доходность, потом на 5-летнюю. Потом стало понятным, что и это не поможет скрыть низкую доходность.
2. Проблема встала и с другой стороны - выяснилось, что вкладчики получат низкую пенсию. Исправить ошибку решили за счет бюджета - ввели президентскую надбавку, которая плавно трансформировалась в базовую пенсию.
3. Потом была реформа ЕНПФ, которая убрала проблемы с постоянным дублированием счетов, постоянным отставанием доходности пенсионных фондов от инфляции (сейчас доходность ЕНПФ почти всегда выше инфляции). Почти закрылась проблема с гарантированием инвестдоходности на уровне инфляции - из-за низких результатов частных НПФ, государство должно было компенсировать недостающую доходность, но благодаря ЕНПФ эта проблема почти закрылась.
4. Однако, сохранялись две существенные проблемы - низкие пенсии и слабое участие населения (30% не имеют накоплений, 63% имеют накопления ниже порога достаточности). В 2014 году разработали Концепцию модернизации пенсионной системы, где решили запустить условно-накопительный компонент пенсионных взносов - в переводе на простой язык означает, что будут доп.пенс.взносы, которые не будут собственностью вкладчика, и за счет них будут исправлять недостатки пенсионной системы. По сути, признать ошибки и перейти к полной реформе не смогли - вместо этого решили оставить все как есть, разве что ввести новый взнос и перенести тяжесть их расходов на бизнес.
5. Новые взносы должны были действовать с 1 января 2018 года, однако, параллельно шла реформа ОСМС, которая тоже добавляла нагрузку бизнесу. Чтобы процессы не наслаивались друг на друга, решили отложить на 1 января 2020 года. Уже тогда было понятно, что бизнесу тяжело принять доп.пенсионный взнос.
6. В 2019 году президентом становится Касым-Жомарт Токаев, который в ответ на возмущения бизнеса и населения откладывает введение взноса на 3 года (на 1 января 2023 года). По его поручению была создана рабочая группа по реформированию пенсионной системы, которая показала полную свою профессиональную несостоятельность (хотя так и тянет язык назвать это саботажем). Отдельные члены этой группы (все представители госсектора, имевшие отношение к прежним реформам пенсионной системы) активно сопротивлялись идее реформы, настаивая, что система работает хорошо и реформы не нужны. Они продолжали настаивать на введении доп.5% взноса. Так как эксперты и НПП были против, не могла рабочая группа в принципе дать такие предложения Президенту. Выдавать инициативу отдельных госслужащих (в том числе бывшего министра труда Тамары Дуйсеновой) за предложения рабочей группы категорически неправильно.
7. Сейчас Минтруда инициировало изменения в Концепцию и направило проект на согласование в госорганы. После того, как все госорганы согласуют, документ должны передать в Администрацию Президента, и только после одобрения АП он будет подаваться на подпись Президенту. В рамках этих изменений "условно-накопительный компонент" меняется на "обязательный пенсионный взнос работодателя". Более того, "компонент" теоретически мог бы часть действующей ставки пенсионного взноса, а "взнос" уже однозначно является дополнительным платежом. Учитывая все это, Минтруда предоставило недостоверную информацию в СМИ даже по форме - именно нынешний Минтруда предложил ввести "обязательный пенсионный взнос работодателя". Также манипулятивными и недостоверными являются формулировки, что Президент поддержал введение доп.5% взноса.
8. Введение дополнительного 5% пенсионного взноса означает дополнительные расходы для бизнеса около 500 млрд.тенге дополнительно к уже уплачиваемым ежегодно пенсионным взносам в размере около 1 трлн.тенге. А Минтруда спокойно пишет в пресс-релизе, что "нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне", хотя по факту она вырастает в части пенсионных взносов на 50% или на 500 млрд.тенге.
9. Эксперты против, НПП против - это те, которых Президент указывал как обязательных участников процесса обсуждения пенсионной реформы. И несмотря на это Минтруда упорствует в продвижении крайне вредной для бизнеса и в целом ошибочной идеи введения доп 5% взносов. Введение взноса способно не просто ухудшить состояние бизнеса, а спровоцировать мощные социальные протесты. И ведь действительно почему люди должны платить за некомпетентность отдельных людей? Или Минтруда действительно хочет спровоцировать протесты в 2023 году, за год до следующих президентских выборов? Если руководство Минтруда и другие, кто выступает за введение 5% взноса, не "видят" альтернатив, может им следует уйти в отставку и дать возможность поработать тем, у кого все в порядке со "зрением"?
В общем, Минтруда должно отказаться от этой вредной идеи и заняться поиском решений, не предполагающих повышение нагрузки на бизнес и население.