В последние годы жители Кызылкогинского района бьют тревогу – река Ойыл не наполняется. Более 18 тысяч жителей восьми сельских округов могут остаться без источника питьевой воды.
Недавно в редакцию пришел один из участников инициативной группы по проблемам реки – житель села Миялы Есенбай НУРОВ и рассказал нам обо всех проблемах.
По его словам, для изучения причин уменьшения бассейна реки организовывались экспедиции. Последняя экспедиция состоялась 24-25 апреля текущего года.
– Река Ойыл берет начало в Актюбинской области и на протяжении 800 км протекает через территорию Атырауской области. Еще в советское время, когда создавали совхозы, на реке было построено большое количество плотин, дамб. В 60-х годах протяженность реки сократилась на 100 километров. Тогда высохло озеро Сарыколь площадью 450-500 тысяч гектаров на территории Кызылкогинского района, куда впадала река Ойыл, – рассказывает Есенбай ага.
По его словам, последние два-три года большая вода не прибывала, озера, водоемы высыхают. Не только питьевая, но и обычная вода становится катастрофической проблемой для жителей – подземные воды становятся солеными, простаивает животноводство и вообще сельское хозяйство.
– Ответственные за водные ресурсы органы связывают это с уменьшением осадков, но я считаю, что главной причиной являются именно плотины и дамбы. Во время последней экспедиций в Мугалжарском и Темирском районах Актюбинской области мы охватили 24 дамбы. Практически все они построены незаконно и не соответствуют гидротехническим строительным требованиям. В основном их построили крестьянские хозяйства для личных потребностей, – продолжает он.
Как рассказал Е. Нуров, в предыдущую экспедицию осенью 2020 года участники составили карту дамб – обозначили 38 таких строений. По итогам они направили письмо в Жайык-Каспийскую бассейновую инспекцию, управление природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области, министерство экологии, геологии и природных ресурсов.
– Но прошло полгода, пока никакие работы не проводились. Мы сами предоставили им карту, указали координаты всех дамб, но они отвечают, что выявляют. Если проблема Урала в том, что она трансграничная река и там надо согласовываться с Россией, то Ойыл это внутренняя река, но все ровно вопрос не решается – в верховьях ситуация нормальная, а в низовьях – плачевная.
Одна из крупных плотин «Бұқа» находится на притоке Шубараласай и принадлежит крестьянскому хозяйству «Арман-М» в Мугалжарском районе Актюбинской области. Она была построена еще в советское время и является главной преградой для 1 млн кубометров талой воды. С одной стороны плотины находится зимовка, с другой – большое поле.
– На плотине установлен водяной насос, который поставляет воду на это поле, где выращивают люцерну. На плотине нет шлюза, нет пропускной трубы, – делится фактами Есенбай ага. – У притоков реки Ойыл очень много крестьянских хозяйств, которые на свое усмотрение используют воду. Такими действиями они нарушают статью 17 Водного Кодекса РК. Тут меры должно принимать министерство экологии, геологии и природных ресурсов. Есть еще дамба крестьянского хозяйства «Тайтай Каракесек» в 2 км ниже от истока реки, они даже поставили шлагбаум, чтобы не въезжали автомобили. И таких очень много.
Кроме того, крестьянские хозяйства выкапывают колодцы вблизи реки, неэффективно используют воду для орошения, такие действия не контролируются. Еще весь скот пасется ближе к водопою, на месте скопления скота не может расти трава. И за последние 30 лет никто не проверял гидрологическое состояние реки Ойыл, не очищаются притоки – все эти факторы влияют на состояние реки, считает Есенбай Нуров.
Он также рассказал, что куча писем отправлена в министерство, акиматы и другие компетентные органы. Например, акимат Актюбинской области на вопрос касательно количество плотин и дамб на реке Ойыл и его притоках указал цифру 6 – это плотины «Мукан», «Батпакты», «Куб», «Талдыбулак», которые являются коммунальной собственностью, а также «Тамдыколь» и «Киыл-Тассай» – республиканской собственности.
– Этот ответ доказывает, что все остальные плотины являются незаконными, – говорит Е. Нуров. – На наше письмо в Жайык-Каспийской инспекции касательно плотин «Бука» и «Тайтай Каракесек», сообщили, что по первой плотине проводятся работы по переоформлению документов местным исполнительным органом, а по второй – что было предложено узаконить плотину или снести. Мы не можем понять, если они незаконные, то почему документы оформляют?
К слову, недавно в АГУ имени Х. Досмухамедова прошла конференция по вопросам реки Ойыл, где советник министра экологии Сарсенбай ЕНСЕГЕНОВ подтвердил, что ранее не проводились исследования в реках Ойыл, Сагиз, Жем и других реках, которые берут начало от Мугоджарских гор. Кроме того, по его словам, бассейн реки не очищался от камыша, растений и другого мусора, что тоже влияет на течение.
– Акимат Актюбинской области выделил средства на составление технико-экономического обоснования исследования реки Ойыл, что уже хорошо. А со стороны Атырауской области пока аналогичных мер нет. Между областями нет совместных работ, – сказал он.
Выступавшая на конференции директор ТОО «Атыраугидрогеология» Нургуль САБУРОВА рассказала о том, что из-за маловодности реки Ойыл воду недополучают подземные месторождения «Карасу» и «Тайсойган», которые являются главным источником питьевой водой для целого Кызылкогинского района.
– Согласно исследованиям 1969 года месторождение «Карасу» давало 2700 кубометров воды в сутки, а в 2010 году после переоценки выяснилось, что всего 345 кубометров в сутки. Все это в конечном итоге может привести к экологическим чрезвычайным ситуациям, – заключила Н. Сабурова.
На днях Есенбай Нуров записал видеообращение президенту РК Касым-Жомарту Токаеву с просьбой решить проблему реки. Кроме того сняли документальный ролик на Youtube с указанием координат практически всех дамб и плотин в бассейне реки Ойыл.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото и видео Е. Нурова