
Судья Роман Подопригора поделился очередным кейсом Конституционного суда.
"В Социальном кодексе есть норма о том, что при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми.
В Конституционный Суд (КС) обратился гражданин, который посчитал, что данная норма дискриминирует неработающих отцов, которые также могут в силу разных обстоятельств ухаживать за ребенком.
КС напомнил о важности ухода за малолетними детьми и о том, что есть определенные принципы в брачно-семейных отношениях, в частности, равенство прав супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по их взаимному согласию. Или о том, что трудовое законодательство закрепляет за работодателем обязанность предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по выбору самих родителей – матери либо отцу ребенка.
КС посчитал, что подход, в соответствии с которым при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитывается время ухода за малолетним ребенком только неработающей матери не имеет разумного обоснования.
В итоге норма была признана конституционной, но в следующем истолковании: неработающему родителю при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитывается время осуществления непосредственного ухода за малолетними детьми. То есть засчитывается стаж неработающего родителя, каковым может быть и мать, и отец.
НПКС № 66-НП от 7.02.2025"