На очередном судебном заседании по делу Нурлана ТАУБАЕВА и Тимура БАСАРОВА продолжился допрос потерпевшего – замдиректора ТОО, у которого подсудимые по версии обвинения вымогали взятку в особо крупном размере.
Когда адвокат Игорь ВРАНЧЕВ задавал вопрос замдиректора ТОО, судья Зарема ХАМИДУЛЛИНА неожиданно прервала его, сделав замечание Таубаеву:
– Что вы кушаете, вы же в суде находитесь?! Здесь в отношении вас процесс идет, нельзя. Или других не уважаете?
Но это так, мелкий штришок.
Отвечая на вопросы адвоката, замдиректора сообщил, что договор с ТШО по первому объекту – строительство центральной районной больницы в городе Кульсары на 75 койкомест – был заключен в мае 2020 года. На второй объект – возведение нового больничного комплекса – кислородная станция и инфекционная больница на 200 коек в городе Кульсары – договор был заключён в августе 2020 года.
На вопрос, кто из акимата приезжал проверять первый объект, он ответил, что были начальник управления строительства Басаров и его зам Мурзабулатов. Об этом он узнал от своих подчиненных. От них же он узнал, что на второй объект вместе с представителями ТШО приезжали аким области Досмухамбетов, Таубаев, тот же Басаров, аким Жылыойского района и начальник районного отдела строительства.
По словам замдиректора, строительство больницы на 200 коек должно было быть закончено к декабрю 2020 года, но они не успели в холода сделать благоустройство территории, поэтому ТШО продлил срок до июля 2021-го.
Затем адвокаты Муратхан АМИТОВ и Нурлан ЖОЛБОЛОВ спросили потерпевшего о 40 тысячах долларов, которые тот взял в ТОО под отчетность, чтобы передать Таубаеву и Басарову.
– Вы могли отказаться от дачи этих денег должностным лицам? – спросил Амитов.
– Не знаю, возможно.
– А почему не отказались?
– Потому что эти люди сами же не отказывались, потому что они не отставали. Я опасался последствий отказа – вмешательства в дела нашего ТОО, многочисленных проверок и так далее.
Адвокаты продолжали:
– Всё же почему вы не сказали «не буду платить и всё»? У вас ведь был выбор?
– Выбора практически не было. Потому что давили.
– Как? Лично вашей жизни или вашей семье угрожали?
– Лично моей жизни – нет. Угрозы шли в адрес компании.
– Какими были бы для вас последствия, если бы отказались?
– Я что, должен был бросить всё? Какие могли бы быть последствия в отношении лично меня – не знаю.
«В ТШО ОБРАЩАТЬСЯ НЕ СТАЛ»
Адвокат Басарова Гульсара КАБЛАНБАЕВА:
– Вы ставили в известность ТШО, что у вас вымогают деньги по объекту, причем немалые?
– Нет, не ставил.
– Почему?
– Деньги вымогали у меня, у нашей компании, а не у ТШО.
– Но ведь выплата в качестве взятки такой огромной суммы из бюджета стройки наверняка сказалась бы и на сроках строительства, и на его качестве. Напомните сумму, которую вы указали в вашем заявлении в Антикоррупционную службу.
– 371 миллион тенге. Да, это сказалось бы и на сроках, и на качестве.
– Говорили ли вы руководству ТШО, что придётся расторгнуть контракт ввиду того, что в ваши дела вмешиваются руководители государственных органов, а именно Таубаев и Басаров?
– Нет, не говорил.
Судья: Адвокат имеет в виду, что это деньги заказчика, почему вы не сообщили им, это же не ваши деньги?
– В ТШО не обращался, потому что думал, будет утечка информации или еще что.
Следующее заседание назначено на 4 мая.
Айнур САПАРОВА